1445 г. Родился Боттичелли Сандро (собственно - Алессандро ди Мариано Филипепи) - итальянский живописец флорентийской школы. Около 1465-66 учился у Филиппе Липпи. В 1481-82 работал в Риме. В начале творчества Боттичелли выступает как типичный представитель раннего флорентийского Возрождения. Его ранним работам свойственны ясное построение пространства, чёткая светотеневая лепка, подробное повествование и интерес к бытовым деталям ("Поклонение волхвов", около 1470, Национальная галерея, Лондон, и около 1476-77, галерея Уффици, Флоренция, диптих "История Юдифи", 1470-1472, там же). В ряде ранних произведений Боттичелли (аллегория "Сила", 1470, галерея Уффицци Флоренция; "Св. Себастьян", 1474, Картинная галерея, Берлин-Далем) заметно влияние Верроккьо и А.Поллайоло. В конце 1470-х гг. Боттичелли сближается с семейством Медичи и группировавшимися вокруг него гуманистами. В атмосфере двора Медичи в творчестве Боттичелли усиливаются черты утончённости и аристократизма, складываются особенности ярко индивидуальной манеры художника. В созданных Боттичелли картинах на античные и аллегорические темы ("Весна", около 1477-78, "Рождение Венеры", около 1483-84, "Паллада и кентавр", около 1485, - все в галерее Уффици, Флоренция) поэтически обобщённые чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворённостью. Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных, словно сотканных из рефлексов, красок создают атмосферу мечтательности, светлой лирической грусти. Композиция, приобретшая классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов ("Мадонна дель Маньификат", около 1482-83, "Мадонна с гранатом", 1487, - обе в галерее Уффици, Флоренция). В ряде работ Боттичелли 1480-х гг. проскальзывает оттенок тревоги, смутного беспокойства, В выполненных Боттичелли в 1481-82 фресках в Сикстинской капелле Ватикана ("Сцены из жизни Моисея", "Наказание Корея, Дафана и Авирона" и др.) величественная гармония пейзажа и памятников античной архитектуры сочетается с внутренним напряжением сюжетного рассказа, многообразием портретных образов. Портреты Боттичелли отличает острота воссоздания характеров, тонких, еле уловимых нюансов внутреннего состояния человека (портрет Джулиано Медичи, 1470-е гг., галерея Академии Каррара, Бергамо). В 1490-х гг., в период 1799 потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация ("Клевета", после 1495, галерея Уффици, Флоренция; "Оплакивание Христа", после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; "Сцены из жизни св. Зиновия", около 1505, Картинная галерея, Дрезден, Национальная галерея, Лондон, и Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряжённость рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о кризисе мировосприятия художника. Рисунки Боттичелли к "Божественной комедии" Данте (1492-97, Гравюрный кабинет, Берлин, и библиотека Ватикана) при острой эмоциональной выразительности сохраняют лёгкость и ясность образов. Творчество Боттичелли, впитавшее в себя лучшие традиции итальянского искусства 15 в., отразило глубокие противоречия духовной жизни Флоренции конца столетия.
Скончался 17 мая 1510 года.



1564 г. В Москве напечатана первая точно датированная русская книга - "Апостол" Ивана Фёдорова.



1799 г. Родился Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж.Филда и Д.Штейбельта (фортепьяно), Ф.Бёма и Л.Маурера (скрипка), брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение 35 лет занимал ведущее положение в её театральной жизни. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара императорских московских театров. В 1848-60 управляющий конторой Дирекции императорских московских театров. Верстовский способствовал повышению художественного уровня спектаклей, обогащению репертуара, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров, оркестровых музыкантов.
В творчестве композитора центральное место занимают музыкально-сценические произведения. Верстовский - один из основоположников жанра русской оперы-водевиля; он написал более 30 опер-водевилей, в том числе "Бабушкины попугаи" (текст Н.И.Хмельницкого, 1819), "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом" (текст А.С.Грибоедова и П.А.Вяземского, 1824), "Две записки, или Без вины виноват" (совместно с А.А.Алябьевым, текст А.И.Писарева, 1827). Работа Верстовского над водевилями подготовила его оперное творчество. В созданных композитором 6 операх - "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Громобой" (1854, постановка 1857) и др. - народное русское начало сочетается с романтизированной театр фантастикой. Лучшая из опер Верстовского - "Аскольдова могила" (1835) благодаря яркости музыкально-сценических образов, доходчивости музыки, построенной на бытовом романсово-песенном материале, завоевала огромную популярность. Эта опера - значительное явление русской музыки 1-й половины 19 в. В творчестве Верстовского высокого развития достиг жанр русской вокальной баллады. Лучшие из его баллад - "Чёрная шаль" (слова А.С.Пушкина), "Бедный певец" и "Ночной смотр" (слова В.А.Жуковского) и др. - отличаются яркой театральностью (исполнялись на сцене в виде театрализованных представлений в сопровождении оркестра).
Верстовскому принадлежит статья "Отрывки из истории драматической музыки", напечатанная в "Драматическом альбоме для любителей театра и музыки" (1826, изд. Верстовского совместно с А.И.Писаревым). Верстовский издал также два "Музыкальных альбома" (на 1827, на 1828).
Скончался 17 ноября 1862 года.



1837 г. Родился Крянгэ Йон - румынский и молдавский писатель. Родился в крестьянской семье. Окончил духовную семинарию в Яссах (1858), был дьяконом. В 1865 окончил педагогические курсы, учительствовал. Из-за конфликтов с церковными властями в 1872 был лишён сана. В 1875-77 опубликовал сказки "Свекровь и три невестки", "Дэнилэ Препеляк", "Сказка о Стане Бывалом", "Сказка об Арапе Белом" и др. Крянгэ остро высмеивал грубую силу угнетателей лицемерие церковников, народного суеверия. Сказки Крянгэ - своеобразные реалистические новеллы, где фантастическое порой комически приземлено. В новелле "Дядя Никифор-Проказник" (1877) героем выступает крестьянин - воплощение народной жизнерадостности и остроумия. В рассказах "Дядя Ион Роатэ и Объединение" (1880) и "Дядя Ион Роатэ и Вода Куза" (1883) наиболее чётко выражен крестьянский демократизм Крянгэ. В "Воспоминаниях детства" (1880-83) крестьянин изображен реалистически ярко. Стиль Крянгэ богат народными идиомами, юмористическими сопоставлениями. Произведения Крянгэ переведены на многие языки. Скончался 31 декабря 1889 года.



1841 г. В России распахнула свои двери самая первая сберегательная касса. Это произошло в Санкт-Петербурге в доме № 7 по Казанской улице. Она была учреждена при Опекунском совете Воспитательного дома. Известно, что в первый день кассу посетили 76 вкладчиков, оформивших счета на общую сумму 426 рублей 50 копеек. Информацию об этом знаменательном событии опубликовали "Петербургские ведомости", "Северная пчела" и другие столичные издания. Первым человеком, переступившим порог сберегательной кассы и внесшим денежный вклад в размере 10 рублей, был Николай Антонович Кристофари (см. портрет на марке), служащий Санкт-Петербургской Ссудной казны. В ознаменование этого факта в 2001 году на фасаде дома была установлена мемориальная доска, а в 2006 году ИТЦ "Марка" кроме почтовой миниатюры, представленной на иллюстрации, выпустил еще почтовый блок и почтовый конверт с оригинальной маркой, на которых также помещен портрет первого российского вкладчика.



1846 г. Родился Докучаев Василий Васильевич - русский естествоиспытатель, основатель современного научного генетического почвоведения и зональной агрономии. Окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета (1871). С 1872 хранитель геологического кабинета университета. В том же году избран действительным членом Петербургского общества естествоиспытателей, в 1873 - минералогического общества. С 1874 читал лекции в Институте гражданских инженеров (до 1877 - строительное училище). В 1880, будучи доцентом, затем (с 1883) профессором Петербургского университета, Докучаев читал курс лекций по минералогии и кристаллографии.
В 1871-77 изучал рыхлые отложения и строение речных долин бассейна верхней Волги, верховьев Днепра и Западной Двины. На основании своих наблюдений Докучаев выдвинул представления о последовательной смене эрозионных циклов и возрастных стадий рельефа. Результаты этих исследований были обобщены в магистерской диссертации "Способы образования речных долин Европейской России" (1878). Монография "Русский чернозём", являющаяся докторской диссертацией (защищённой в 1883), принесла Докучаеву мировую славу и заслуженно считается основой генетического почвоведения. Докучаев впервые установил понятие о почве как особом естественноисторическом теле, которое образуется при взаимодействии факторов почвообразования: материнской породы, климата, растительности и животных, рельефа и геологического возраста страны. Изучать почвы, их генезис, свойства и управлять их плодородием необходимо в неразрывной связи с этими факторами почвообразования. Докучаев учитывал также влияние на плодородие почвы хозяйственной деятельности человека.
В 1882-86 под руководством Докучаева проводились исследования для оценки качества земельных угодий Нижегородской губернии, в связи с чем изучались наряду с почвенным покровом урожайность зерновых культур и действие навозного удобрения. В результате были опубликованы "Материалы к оценке земель Нижегородской губернии" и составлены почвенные и геологические карты. Докучаев впервые предложил естественноисторический метод бонитировки почв, имеющий важное значение в современных приёмах качественной оценки земель и земельного кадастра. Дал научную классификацию почв, основанную на генетическом принципе (1886). Исследуя почвы, растительность и геологические условия Полтавской губернии (1888-94), пришёл к ряду важных выводов о закономерности генезиса почв. В 1889 на Всемирной парижской выставке демонстрировалась коллекция русских почв, а также опубликованные труды Докучаева, которые были удостоены золотой медали. В книге "Наши степи прежде и теперь" (1892) Докучаев изложил план борьбы с засухой, поразившей чернозёмную полосу России в 1891, который предусматривал комплекс мер воздействия на всю природу степной зоны. Учитывая многообразие природных и экономических условий России, Докучаев настаивал на необходимости разработать комплекс агрономических и лесомелиоративных мероприятий, который соответствовал бы особенностям той или иной зоны. Будучи директором Новоалександрийского института сельского хозяйства и лесоводства, учредил в нём (1895) первую в России кафедру почвоведения; провёл коренную реорганизацию преподавания и программы института; по этому образцу было реорганизовано высшее сельскохозяйственное образование в России.
Учение Докучаева о широтных (горизонтальных) и вертикальных "естественноисторических зонах" составило главное содержание русской научной школы в физической географии. Докучаевым выделены семь мировых зон (бореальная, северная лесная, лесостепная, степная, сухих степей, аэральная зона пустынь, субтропическая). Создал учение об эволюции почв, понимая при этом почвообразовательные процессы "как вечно изменяющиеся функции" природных факторов.
Докучаев рассматривал лик Земли в его непрерывном развитии, устанавливая внутренние связи между отдельными явлениями живой и мёртвой природы, увязывая свои исследования с потребностями сельского хозяйства. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологии, динамической геологии и др. наук.
Скончался 8 ноября 1903 года.



1879 г. Родился Стамболийский Александр Стоименов - болгарский политический и государственный деятель. Из крестьян. Получил образование в Германии. С 1902 один из лидеров Болгарского земледельческого народного союза (БЗНС). С 1908 депутат Народного собрания, с 1911 - Великого народного собрания. В 1915 за агитацию против германофильской политики болгарского правительства и царя Фердинанда арестован и приговорён к пожизненному заключению. Освобожден в сентябре 1918 с целью "успокоения армии". Участвовал во Владайском восстании 1918. В январе 1919 вошёл в коалиционное правительство. В 1919-20, 1920-23 глава правительства. В 1920-22 правительство Стамболийского провело некоторые реформы (в т. ч. аграрную), носившие демократический характер, предприняло попытки наладить дипломатические отношения с Советской Россией. Стамболийский выступал с инициативой создания "Зелёного", или "Земледельческого", интернационала как объединения мелкобуржуазных аграрных партий европейских стран. 9 июня 1923 в результате фашистского переворота правительство Стамболийского было свергнуто. Стамболийский был схвачен и зверски убит 14 июня 1923 года.



1886 г. Родился Байе-Латур Анри де - президент Международного олимпийского комитета. Впервые был избран членом МОК для Бельгии (1903). Стал одним из членов первого состава исполкома, сформированного в Лозанне (1921). МОК, руководимый Байе-Латуром, провел II Зимние Олимпийские игры в Санкт-Морице (1928) и Игры IX Олимпиады в Амстердаме (1928), девятый Олимпийский конгресс в Берлине (1939), III Зимние Олимпийские игры в Лейк-Плэсиде (1932) и Игры X Олимпиады в Лос-Анджелесе (1932), IV Зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене (1939) и Игры XI Олимпиады в Берлине (1936). Оказался достойным приемником Пьера де Кубертена и на посту президента МОК проявил себя решительным, знающим дело руководителем, посвятившем свою жизнь служению спорту. Скончался 6 января 1942 года.



1886 г. Родился Кокошка Оскар - австрийский живописец и график. Учился в Художественно-промышленной школе в Вене (1904- 1909), работал в Вене, Дрездене (1918-24, с 1920 профессор Академии художеств), Праге (1934-38, профессор Академии художеств), Лондоне (1938-53), Зальцбурге (с 1954, директор Международной Академии художеств). Представитель экспрессионизма, в своём творчестве ("Буря", 1914, Публичное художественное собрание, Базель; "Сила музыки", 1918-1920, Картинная галерея, Дрезден), отмеченном нервной напряжённостью, резкой импульсивностью манеры, стремится выразить болезненно-трагическое ощущение мира. Вместе с тем многие его, преимущественно городские, пейзажи ("Венеция", 1924, "Зальцбург", 1950, - оба в Новой пинакотеке, Мюнхен) отличаются лиризмом и цветовым богатством, а портреты (А.Фореля, 1908, Кунстхалле, Мангейм; И.М.Майского, 1942-43, Галерея Тейт, Лондон) подчас остро схватывают реальные черты характера. Антифашистские взгляды Кокошки отразились в его триптихе "Фермопилы" (1954, университет, Гамбург). Кокошка выступал как поэт и драматург. В 1956 были опубликованы избранные литературные произведения, созданные художником в 1907–1955. Скончался 22 февраля 1980 года.



1904 г. Родился Миллер Гленн - американский тромбонист, аранжировщик, композитор, руководитель биг-бэнда. Родился в городке Клоринда штата Айова. В поисках лучшей доли семья часто переезжала с места на места, но большого состояния не нажила. Достаточно сказать, что Гленну в детстве пришлось пасти коров, чтобы заработать на тромбон - инструмент, который затем принес ему мировую славу.
После школы Гленн поступил в Колорадский университет, но музыка волновала его больше, чем наука. Бросив учебу, Миллер стал играть в танцевальных оркестрах, набираясь опыта, повышая все время свое мастерство и гонорар. В конце концов он едет в Нью-Йорк. Здесь Гленн Миллер служит переписчиком нот, затем, изучив композицию и теорию музыки, становится аранжировщиком, подрабатывает тромбонистом. В этот же период он женится на девушке, с которой был знаком еще в колледже. Три года Гленн боится оставлять жену одну и отказывается от разных выгодных гастролей. Но его прилежание и талант замечены - его приглашают музыкальным директором в прославленный биг-бэнд братьев Томми и Джимми Дорси, в руководство популярным оркестром Рея Нобла.
Первая пластинка Гленна Миллера появилась в 1935 году. На ней было два номера: "Лунный свет над Гангом" и "Блюзовая серенада". Как справедливо заметили исследователи творчества Миллера, в названиях номеров присутствовали ключевые слова: "лунный свет, серенада". Впоследствии, сыгранная оркестром Гленна Миллера "Серенада лунного света" стала классикой популярной музыки ХХ века.
И, наконец, весной 1938 года перед публикой предстал оркестр Гленна Миллера - тот, что будет увековечен навсегда. Спрос на Гленна Миллера был столь велик, что в течение нескольких лет его рабочий день строился так: с утра оркестр репетировал и записывал в студии грамзаписи четыре-пять новых пьес для пластинок, днем выступал на радио в прямом эфире, а вечером играл в престижнейших танцевальных и концертных залах Нью-Йорка. За пять лет оркестр Гленна Миллера записал столько музыки, что ее хватило ныне на 50 компакт-дисков по часу каждый.
Слава наиболее популярного бэндлидера США пришла к Гленну Миллеру относительно поздно, а пользовался ею он относительно недолго — всего лишь с весны 1939 до осени 1942. Но в течение этого периода Миллер абсолютно доминировал в национальной популярной музыке, а гораздо позже жизнь подтвердила его реноме как самой стабильной фигуры эры свинга. И через 40 лет после гибели Гленна Миллера переиздания записей его оркестра обретали золотой статус. Миллер добился того, чтобы у бэнда был узнаваемый саунд (так называемый "кристал-корус", в котором высокий голос кларнета ведет мелодию, а группа саксофонов вторит ему октавой ниже). Используя этот саунд, Миллер создал целый ряд хитов — своего рода эталонов свинговой музыки.
Так продолжалось до 1942, первого полного года участия США во Второй мировой войне. Этот год отметил конец господства Миллера в популярной музыке США, так как после месяцев бюрократической канители он добился того, что был призван в армию США в качестве офицера ВВС. Это было 10 сентября, а еще через 17 дней его оркестр, отыграв свой последний концерт, был распущен.
Миллер организовал армейский оркестр, который выступал в военных лагерях, кроме того, звучал в еженедельном радиоцикле Sustain the Wings. (Несмотря на все это, и в 1943 у Миллера оказалось два хита в Тор Теп, в том числе возглавивший чарты "That Old Black Magic", где спели Скип Нелсон и Modernaires). В июне 1944 Миллер со своим оркестром был уже в Великобритании, где продолжал выступать перед войсками и в радиопередачах.
Оркестр готовился к перебазированию в освобожденный Париж, и первым полетел сам Миллер, но самолет, в котором он летел, бесследно пропал над Ла-Маншем. Великий бэндлидер" погиб 16 декабря 1944 года в возрасте 40 лет.



1922 г. Родился Рабин Ицхак - израильский государственный и политический деятель, премьер-министр Израиля в 1974-77 и в 1992-95. В 1964-68 начальник генштаба армии. В 1984-90 и в 1992-95 председатель партии "Авода". Лауреат Нобелевской премии мира (1994). Погиб 4 ноября 1995 года от руки террориста.



1924 г. Родился Слейтон Дональд Кент (на марке крайний справа) - астронавт НАСА. Родился в городе Спарта, штат Висконсин. Там же В 1942 году окончил среднюю школу. В 1949 году окончил Университет Миннесоты и получил степень бакалавра наук по авиационной технике.
В марте 1942 года пришел на службу в корпус армейской авиации США в качестве курсанта авиационного училища, и после летной подготовки на базах в Верноне и в Вако в Техасе в апреле 1943 года стал пилотом ВВС. В составе 340-й бомбардировочной тактической группы выполнил 56 боевых вылетов в Европе на бомбардировщике B-25. После возвращения в США в середине 1944 года служил пилотом-инструктором B-25 на базе в городе Колумбия, штат Северная Каролина. Затем служил ответственным за проверку квалификации пилотов Douglas A26 Invader.
В апреле 1945 года был направлен в 319-ю бомбардировочную тактическую группу на остров Окинава. Выполнил семь боевых вылетов в небе Японии в качестве пилота бомбардировщика A-26.
После окончания войны еще в течении года служил пилотом-инструктором B-25, а затем демобилизовался. Вновь был призван на действительную военную службу в авиацию Национальной гвардии штата Миннесота, служил в офицером по проведению лётных испытания в эскадрильи F-51 в Миннеаполисе. Затем полтора года служил техническии инспектором в штаб-квартире 12-й воздушной армии. Служил летчиком-истребителем и офицером по техническому обслуживанию в 36-м авиакрыле дневных истребителей на базе Битбург в Германии.
В июне 1955 года вернулся в США и прошел подготовку в Школе ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных летных испытаний на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии.
С января 1956 по апрель 1959 года служил летчиком-испытателем, начальником секции испытания истребителей на базе Эдвардс, принимал участие в испытаниях различных истребителей, предназначенных для ВВС США и других стран. Ушел в отставку в ноябре 1963 года.
В апреле 1959 года был зачислен в первый отряд астронавтов НАСА. Прошел полный курс подготовки, специализировался в вопросах, связанных с РН Atlas, с системой аварийного спасения, аэродинамикой полета и схемой выполнения полёта. Работал оператором связи во время полетов Mercury MR-3, Mercury MA-7 и Mercury MA-8.
Во время полета Джона Гленна на корабле Mercury MA-6 Слейтон и остальные пять астронавтов на основных наземных станциях выполняли обязанности операторов связи.
Слейтон должен был стать вторым американцем, выполнившим орбитальный полет: 29 ноября 1961 года было объявлено о его назначении основным пилотом Mercury MA-7, старт которого тогда планировался на апрель 1962 года. Он уже успел выбрать название для своего корабля - Delta-7. Но в январе 1961 года был поднят вопрос о его годности к полету, а 15 марта 1962 года было принято окончательное решении о снятии с подготовки из-за идиопатической мерцательной аритмии сердца.
Шанс отправиться в космос появился у Дональда Слейтона только после заключения между СССР и США соглашения о проведении совместного полета по экспериментальной программе "Союз-Аполлон" - ЭПАС (Apollo-Soyuz Test Project - ASTP). Несмотря на то, что ему было уже 49 лет, 9 февраля 1973 года он был включен в основной экипаж корабля Apollo в качестве пилота стыковочного модуля. Полет состоялся с 15 по 24 июля 1975 года. Это был первый совместный полет советского и американского космического корабля. Продолжительность полета составила 9 суток 1 час 28 минут 00 секунд
После этого с июля 1975 по ноябрь 1977 года Слейтон был руководителем испытаний по отработке захода на посадку и приземления по программе Space Shuttle в Лётно-исследовательском центре Драйдена на авиабазе Эдвардс. А с 1977 до 1982 года (до своего ухода из НАСА) был руководителем орбитальных лётных испытаний. Уволился из НАСА 27 февраля 1982 года.
После ухода из НАСА в 1982 году работал президентом и заместителем председателя правления компании Space Services, Inc., которая занималась разработкой ракет-носителей (таких как Conestoga) для суборбитальных полетов и вывода на орбиту небольших коммерческих спутников. В 1983 году стал председателем совместного предприятия нескольких аэрокосмических компаний, получившего название Space America Incorporated.
Скончался Слейтон 13 июня 1993 года от саркомы головного мозга в своем доме в Лиг Сити в Техасе.



1966 г. Советская Межпланетная автоматическая станция "Венера-3" впервые достигла поверхности планеты. В ноябре 1965 года в путь к таинственной планете отправились сразу две автоматические станции — «Венера-2» и «Венера-3». Станция «Венера-2» была запущена 12 ноября 1965 года, станция «Венера-3» — 16 ноября 1965 года.
Каждая из станций состояла из двух герметических отсеков — орбитального и специального. Специальным отсеком «Венеры-3» являлся спускаемый аппарат, выполненный в виде шара диаметром 900 миллиметров. В спускаемый аппарат был помещен вымпел — металлический глобус Земли с выгравированными на нем контурами материков. Внутри глобуса находилась медаль с гербом нашей Родины.
Измерение параметров траектории полета станций и прогнозирование их движения осуществлялись специальным бортовым и наземным комплексами радиоизмерительных средств и вычислительными центрами. В результате траекторных измерений, выполненных после вывода станции «Венера-2» на межпланетную орбиту, было установлено, что траектория полета станции близка к расчетной, и поэтому не было необходимости проводить коррекцию. 27 февраля автоматическая станция «Венера-2» прошла на расстоянии 24 тысяч километров от поверхности планеты.
Коррекция траектории полета станции «Венера-3» была проведена 26 декабря, когда станция находилась на расстоянии около 13 миллионов километров от Земли. Обработка траекторных измерений, проведенных за период с момента коррекции до 15 февраля 1966 года включительно, показала, что действительная траектория станции «Венера-3» мало отличается от заданной траектории попадания в планету.
В результате 1 марта 1966 года автоматическая межпланетная станция «Венера-3» достигла Венеры и доставила на ее поверхность первый вымпел. Так была проложена первая межпланетная трасса и была доказана возможность достижения планет Солнечной системы. За время полета со станцией «Венера-3» было проведено 63 сеанса связи, со станцией «Венера-2» — 26 сеансов.
Эксперименты, выполненные с помощью автоматических станций «Венера-2» и «Венера-3», позволили решить ряд важных задач межпланетных полетов и получить научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой и разнообразный материал траекторных измерений представил собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов.

Используются технологии uCoz