Ежегодно (с 1972 г.) По решению Генеральной Ассамблеи ООН отмечается Всемирный день окружающей среды. Выбор этой даты обоснован тем, что в этот день открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год), за которой последовало создание Программы ООН по окружающей среде (UNEP). День проводится в целях углубления осознания общественностью необходимости сохранять и улучшать окружающую среду.
В 1996 году Россия приняла решение о размораживании взносов СССР в целевой фонд программы. По согласованию с UNEP было решено использовать эти средства для реализации природоохранных проектов на территории России. В 1996 году российские ученые и специалисты участвовали в подготовке первого всеобъемлющего обзора глобальной окружающей среды, изданного под эгидой UNEP. В 2000 году при поддержке ЮНЕСКО стартовала программа ООН "Тысячелетие окружающей среды, приступить к действию".



1706 г. (25 мая по ст. стилю). Российский государь Петр I своим Указом повелел построить в Москве "гошпиталь за Яузой рекой, против Немецкой слободы, в пристойном месте для лечения болящих людей..." Так было положено начало 300-летней истории нынешнего Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н.Бурденко.
Первых пациентов госпиталь принял 21 ноября 1707 года. Тогда же при нем открылась первая в России Медико-хирургическая школа, более столетия исправно готовившая лекарей "из природных россиян". Уровень обучения в Московской госпитальной школе был весьма высок и не уступал программам западноевропейских университетов.
В начальный период Госпиталь состоял из одного каменного строения с домовой церковью Воскресения Христова и трех десятков деревянных "светлиц", разместившихся на берегу Яузы. Они включали в себя анатомический театр, палату алхимика, аптеку, покои для студентов, ученическую, помещения для болящих. Рядом был разбит ботанический сад, в котором выращивались лекарственные растения. Главное здание завершалось восьмигранным деревянным куполом, увенчанным резной золоченой статуей Милосердия. В петровскую эпоху Госпиталь имел даже собственный театр, в котором силами учеников Медико-хирургической школы ставились первые русские пьесы и интермедии.
В течение XVIII столетия деревянные строения Госпиталя не раз страдали от пожаров, однако всякий раз возводились заново и к концу 1750-х годов число мест в палатах увеличилось до 1000. К этому времени он получил наименование Московского генерального сухопутного госпиталя. "Вторым строителем Московского госпиталя" называли когда-то императора Павла I, утвердившего в 1797 году планы новых каменных корпусов. В 1797-1802 годах по проекту московского архитектора Ивана Еготова был возведен главный корпус Госпиталя, сохранивший свой первоначальный облик до наших дней.
В плеяде имен ученых-медиков XVIII—XX столетий, чьи биографии неотделимы от истории Госпиталя, представлен цвет медицинской науки: К.И.Щепин, Д.С.Самойлович, Х.И.Лодер, Е.О.Мухин, Н.В.Склифосовский, П.А.Герцен, Д.Д.Плетнев, С.С.Юдин... В Московском госпитале проводил показательные операции под наркозом Н.И.Пирогов. Не раз Госпиталь оказывался действующим лицом исторических событий, сыграв, например, важную роль в ликвидации эпидемии чумы 1770—1771 годов. Здесь оказывалась помощь раненым и больным в Отечественную войну 1812 года, русско-турецкую войну 1877—1878 годов, русско-японскую войну 1904—1905 годов, в первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную войны.
Сегодня Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н.Бурденко - мощное многопрофильное лечебное учереждение, в составе которого функционирует 96 лечебно-диагностических отделений и лабораторий, семь крупных профилизированных центров. Ежегодно здесь лечится более 19 тысяч больных, производится более 6 тысяч оперативных вмешательств.



1718 г. Крещен Чиппендейл Томас - английский мастер мебельного искусства. Около 1738 поселился в Лондоне. Выделывая мебель из красного дерева, создал своеобразный "стиль Чиппендейл", в котором сумел соединить функциональную целесообразность форм, удобство, ясность структуры предмета с изяществом линий и прихотливым узором, сочетающим мотивы китайского искусства, готики и рококо. Мебель в "стиле Чиппендейла" в 18 веке была широко распространена в Европе (в т. ч. в России). В 1754 году издал альбом образцов мебели (The gentleman and cabinetmaker's director). Точная дата смерти не известна, но известно, что похороны состоялись 13 ноября 1779 года.



1760 г. Родился Гадолин Юхан - финский химик, член-корреспондент Петербургской АН (1811). С 1790 по 1822 профессор университета в Або. В 1794, исследуя найденный близ Иттербю (Швеция) минерал, названный впоследствии гадолинитом, обнаружил в нём неизвестную ранее "землю", получившую название иттриевой и оказавшуюся смесью окисей редкоземельных металлов, один из которых был назван гадолинием. Скончался 15 августа 1852 года.



1805 г. Родился Клодт Петр Карлович - русский скульптор и литейный мастер. С 1829 посещал классы петербургской Академии Художеств, где с 1838 был профессором и заведовал литейной мастерской. В своей анималистической монументальной скульптуре и мелкой пластике Клодт не порывает до конца с классицистическими традициями, но стремится к непосредственной фиксации жизненных наблюдений. Произведения: 4 группы укротителей коней на Аничковом мосту (бронза, 1830-е гг., установлены в 1849-50), памятник И.А.Крылову в Летнем саду (бронза, гранит, 1848-55) и Николаю I (бронза, 1856-59, совместно со скульпторами Н.А.Рамазановым и Р.К.Залеманом) в Санкт-Петербурге; "Лошадь на водопое" (бронза, Русский музей, Санкт-Петербург); модели для каслинского литья. Скончался 20 ноября 1867 года.



1849 г. В Дании провозглашена конституционная монархия. Это произошло на волне революционных событий 1848 года, в результате которых к власти пришли национал-либералы. Тогдашний Король Фредерик VII отменил абсолютизм, согласился ввести конституционное правление и 5 июня 1849 года подписал новую Конституцию. Этим актом был учрежден двухпалатный законодательный орган (Ригсдаг), учитывавший волеизъявление народа. Дания стала конституционной монархией.
Эта конституция просуществовала более века. Главным политическим событием после Второй мировой войны стало принятие в 1953 году новой Конституции, в соответствии с которой право наследования престола предоставлялось как мужчинам, так и женщинам. Кроме того, был узаконен однопалатный парламент (Фолькетинг) и повышалась роль местных органов самоуправления.
В честь этого события установлен национальный праздник - День Конституции: первой (1849 г.) и современной (1953 г.), один из Флаг-дней, когда в установленных законодательством местах поднимается государственный флаг страны.



1854 г. Родился Пэн Юрий Моисеевич - советский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1881-86) у П.П.Чистякова. С 1891 жил в Витебске, где основал первую в Белоруссии художественную студию (1892-1918); в числе учеников Пэна - М.З.Шагал, С.Б.Юдовин. В 1890-х - начале 1900-х гг. создал ряд пейзажей ("Улица в Витебске"). В картинах Пэна правдиво запечатлены быт еврейских бедняков ("Развод"), народные типы ("Старый солдат", 1902), революционные события 1905 ("После забастовки"). После 1917 Пэн писал произведения о новом быте советских людей ("Сапожник-комсомолец", 1925; все упомянутые картины - в Художественном музее Беларуси, Минск). Для работ Пэна характерно сочетание портретных и жанровых начал. Скончался 1 марта 1937 года.



1862 г. Родился Гульстранд Альвар (на марке внизу) - шведский офтальмолог. Медицинское образование получил в университетах Упсалы, Вены и Стокгольма. Доктор медицины с 1888. С 1891 читал лекции по офтальмологии в Каролинском институте в Стокгольме. В 1894–1927 профессор офтальмологии университета в Упсале. Основные труды по геометрической оптике и диоптрике глаза (в т. ч. по вопросам астигматизма и аккомодации). Ввёл понятие диоптрии. Гульстранду принадлежат также исследования по дифференциальной диагностике заболеваний глаз. Создал ряд офтальмологических приборов (в т. ч. щелевую лампу, бинокулярный безрефлексный офтальмоскоп). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1911). Скончался 28 июля 1930 года.



1885 г. Родился Доржелес Ролан (псевдоним; настоящая фамилия - Лекавеле) - французский писатель. Участник 1-й мировой войны 1914-18, которую осудил в "окопном" романе "Деревянные кресты" (1919, рус. пер. 1925), в цикле реалистических новелл "Кабаре красотки" (1919). Рассказал о нищете и бесправии в колониях (репортажи "Дорога мандаринов", 1925, рус. пер. 1926; "Караван без верблюдов", 1928). Посетил СССР, но об увиденном судил предвзято, в духе буржуазного либерализма (книга очерков "Да здравствует свобода!", 1937). Военный корреспондент Доржелес - очевидец поражения и фашистской оккупации Франции (репортажи "Удостоверение личности", 1945; "Странная война 1939-1940", 1957). Доржелес эпигонски следует Э.Золя и Г. де Мопассану в романах "Продажно всё" (1956) и "Долой деньги!" (1965); критика пороков собственнического мира завершается проповедью морали смирения и "честной бедности" (эссе "Открытое письмо миллиардеру", 1967). Доржелес - член Гонкуровской академии с 1929, с 1955 её председатель. Скончался 18 марта 1973 года.



1898 г. Родился Гарсиа Лорка Федерико - испанский поэт и драматург. Окончил университет в Гранаде. Народно-песенная стихия Андалусии питала его творчество. Преодолев подражательность первой "Книги стихов" (1921), Гарсиа Лорка обогатил традиционные формы достижениями современной поэзии, выразил народное жизнеощущение в сборниках "Канте хондо" (1921-22, опубликован 1931), "Песни" (1927), "Цыганский романсеро" (1928), в поэме "Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу" (1935). Результатом поездки в США и на Кубу (1929-30) явилась книга стихов "Поэт в Нью-Йорке" (опубликована 1940), проникнутая духом неприятия капиталистического мира.
В драматургии воплотил основные темы своей поэзии - любовь, смерть, ненависть к деспотизму. Автор романтической сказки "Злые чары бабочки" (1919), героической драмы "Мариана Пинеда" (1925, рус. пер. 1944), пьес для кукольного театра, народного фарса "Чудесная башмачница" (1930, рус. пер. 1940). Вершинами поэтического театра Гарсиа Лорки стали трагедии "Кровавая свадьба" (1933, рус. пер. 1938) и "Иерма" (1934, рус. пер. 1944), пьеса "Донья Росита, девица, или Язык цветов" (1935, рус. пер. 1957), драма "Дом Бернарды Альбы" (1936, опубл. 1945, рус. пер. 1957). Героини этих произведений вступают в непримиримый конфликт с косной окружающей средой.
После провозглашения республики (1931) Гарсиа Лорка примкнул к передовой части испанских писателей. В 1931-33 он возглавил передвижной студенческий театр "Баррака", ставивший пьесы испанских классиков. Застигнутый франкистским мятежом в Гранаде, Гарсиа Лорка был расстрелян фашистами 19 августа 1936 года.



1947 г. Обнародование "Плана Маршалла" - программы послевоенного развития Европы, путем предоставления ей экономической помощи со стороны США. Этот план ставил своей целью поддержать пошатнувшиеся в результате войны позиции капитализма в Западной Европе, воспрепятствовать социальным изменениям в странах континента, создать объединённый фронт империализма против нараставшего освободительного движения в мире, и в первую очередь против СССР и складывавшейся мировой системы социализма. План Маршалла и так называемая доктрина Трумэна предшествовали и способствовали созданию агрессивного блока НАТО (1949). Идея плана была выдвинута государственным секретарём США Дж. К. Маршаллом 5 июня 1947 в выступлении в Гарвардском университете. Она была поддержана Великобританией и Францией, предложившими на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР (июнь - июль 1947) создать в Европе организацию или "руководящий комитет", который занимался бы выяснением ресурсов и нужд европейских стран и определял развитие главных отраслей промышленности, что на деле означало бы вмешательство во внутренние дела этих стран. В противовес плану Маршалла СССР выдвинул предложения, направленные на обеспечение равноправного экономического сотрудничества при уважении национального суверенитета государств, однако они были отклонены западными державами, в связи с чем СССР и страны народной демократии отказались быть участниками плана Маршалла. Согласие на участие в нём дали 16 капиталистических государств - Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В июле эти страны заключили конвенцию о создании Организации (первоначально комитет) европейского экономического сотрудничества, которая должна была разработать совместную "программу восстановления Европы". План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948, когда в США вошёл в силу закон о 4-летней программе "помощи иностранным государствам", предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений; соглашения были подписаны в 1948 со всеми вышеназванными странами (исключая Швейцарию, которая отказалась подписать такое соглашение, хотя и участвовала в "плане Маршалла"). По этим соглашениям страны - участницы "плана Маршалла" обязывались способствовать развитию "свободного предпринимательства", поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчёты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением "плана Маршалла" была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями.
Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 США израсходовали по плану Маршалла около 17 млрд. долларов, причём основную долю (около 60%) получили Великобритания, Франция, Италия и ФРГ, на которую также был распространён план Маршалла (двустороннее соглашение между США и ФРГ подписано в декабре 1949). 30 декабря 1951 "план Маршалла" официально прекратил своё действие и был заменен законом "о взаимном обеспечении безопасности" (принят конгрессом 10 октября 1951), предусматривавшим одновременное предоставление военной и экономической помощи.



1957 г. Состоялся первый полет вертолёта Ми-6. Этот тяжёлый транспортный вертолет разрабатывался в КБ им. М.Л.Миля с 1954 года. Серийное производство продолжалось до 1981 года. Всего построено около 860 вертолетов в гражданских и военных вариантах. Модификацией является Ми-22 - воздушный пункт управления. Вертолет одновинтовой схемы, с пятилопастным трехшарнирным несущим и четырехлопастным рулевыми винтами. Для разгрузки несущего винта на больших скоростях полета установлено крыло. Неубирающееся шасси трехопрное, с передней самоориентирующейся стойкой. В задней части грузовой кабины установлены грузовые стойки и трапы, в полу кабины имеется грузовой люк для системы внешней подвески. Ми-6 имеет два газотурбинных двигателя мощностью по 5500 л.с. Навигационное оборудование и трехканальный автопилот позволяют производить полеты днем и ночью, в сложных метеорологических условиях. Установлены также УКВ и КВ радиостанции, радиовысотомер, радиокомпас, приемник маркерного маяка. Система управления грузовыми створками и трапами грузовой кабины гидравлическая. На некоторые варианты вертолетов в носовой части устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. Ми-6 в пассажирском варианте может поднять 65-90 пассажиров на легкосъемных откидных сиденьях, а в санитарном 41 больного на носилках с двумя сопровождающими. Кроме стран СНГ Ми-6 поставлялся в Индию, Индонезию, Ирак, Пакистан, Египет, Эфиопию, Перу, Сирию, Вьетнам и Польшу.



1971 г. В СССР состоялось открытие музея А.С.Пушкина в селе Берново (Калининская, ныне Тверская, область). С 1976 года музей помещается в мемориальном здании - бывшем усадебном доме старицких помещиков Вульфов (см. иллюстрацию на конверте). В доме 12 экспозиционных залов. В трех залах первого этажа размещена литературная экспозиция "Пушкин в Старицком уезде", рассказывающая о пребывании поэта в старицких имениях Вульфов Малинники, Павловское, в имении Панафидиных Курово-Покровское в 1828-1833 годы. Изобразительные материалы эпохи, рукописи и письма Пушкина говорят о плодотворной работе поэта на тверской земле, о создании стихотворений "Анчар", "Цветок", "Зимнее утро", о работе на "Евгением Онегиным", "Романов в письмах" и другими произведениями, которые родились под пером поэта старицкой осенью 1828 и 1829 года.
В шести залах второго этажа размещена экспозиция "Пушкин в Бернове". Здесь воспроизведена обстановка дворянского усадебного дома первой половины XIX века. Здесь сохранена старинная планировка, и взору открывается анфилада высоких, светлых комнат. Экспозиция 1-го зала "Усадьба Вульфов в Бернове" знакомит на с Иваном Петровичем Вульфом, тайным советником и кавалером, служившим последние годы жизни орловским губернатором. Воссозданы интерьеры кабинета хозяина дома И.И.Вульфа.
В одном из залов музея воспроизведен интерьер гостиной, где могло собираться шумное провинциальное общество. Раскрыты ломберный стол со свечой как будто ждут гостей, небольшой шкаф, диван с высокой спинкой, у окна - столик для рукоделия с глубоким удобным креслом. По преданиям, живущим в Бернове, Пушкину, приезжавшему к И.И.Вульфу отводилась малая гостиная.
В небольшой соседней комнате воспроизведен интерьер столовой. На раздвижном столе самоварчик с подносом, в витрине - фарфор, предметы сервировки стола. Среди них вещи, найденные при реставрации берновского дома: фруктовый нож, чайные ложечки с гравировкой на черенке "1830 г."
Последний зал экспозиции - комната Пушкина. По преданиям, жувущим в Бернове, по воспоминания потомков Вульфов, Пушкину, приезжавшему сюда, отводилась малая гостиная. Окна ее выходят в парк. В прошлом здесь был небольшой балкон. В комнате стоит большой овальный стол и стулья. Диван в стиле ампир с мягкой спинкой, ломберный столик с изящной лирообразной ножкой.
В экспозиции более 200 экспонатов: это книги конца XVIII - начала XIX веков, живописные портреты, мебель, предметы дворянского и крестьянского быта первой половины XIX века. Особую ценность представляют прижизненные публикации произведений А.С.Пушкина в сборниках и журналах, роман "Евгений Онегин". В экспозиции, посвященной седьмой главе романа "Евгения Онегина", небольшой условный интерьер - уголок кабинета молодого человека онегинского времени: кресло, старинное бюро с книгами, чернильница, подсвечники,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
Ежегодно в первое воскресение июня в Бернове проходит Всесоюзный праздник поэзии, посвященный дню рождения Пушкина. Берново принимает тысячи гостей со всех концов нашей страны.

Используются технологии uCoz