1240 г. Состоялась Невская битва между русскими и шведскими войсками на реке Неве. Целью вторжения шведов был захват устья реки Невы и города Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути "из варяг в греки", находившимся под контролем Новгорода Великого. Получив известие о появлении шведов под командованием зятя короля Эрика XI Биргера, новгородский князь Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по реке Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья реки Ижора. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. В Невской битве особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин и др. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции.



1573 г. Родился Джойнс Айниго - английский архитектор, внедривший стиль итальянского Ренессанса в Англии. Вероятно, будучи в Лондоне учеником художника Маркуса Гараэртса Младшего, с 1598 по 1603 посетил Италию, в то время называемую «создательницей художников». На протяжении нескольких лет являлся видной фигурой при дворе, где разрабатывал изысканные и фантастические декорации, костюмы и механические приспособления для сцены в королевском театре масок, невиданные ранее в Англии. В 1613 он вновь отправляется в Италию, в этот раз сопровождая известного коллекционера и придворного деятеля лорда Арундела в обширном культурном турне, обогатившем его знания не только о древних памятниках, но и об архитектуре Ренессанса, особенно зданиях Палладио. В 1615 году он был назначен Главным Смотрителем королевских строительных работ и в течение более чем 25 лет службы короне построил свои знаменитые, вдохновленные классикой здания, являвшие ошеломляющий контраст с существующей тогда практикой Лондона эпохи правления Тюдоров. Его шедевром стал Банкетный Дворец, Уайтхолл (1619-1622), представительное и гармоничное здание в стиле Палладио, с двухъярусным классическим фасадом. Им также построен Дворец Королевы, Гринвич (начат в 1616, завершен в 1635), и Дворец Принца, Ньюмаркет (1619-1622). Он распланировал первую площадь правильной симметричной формы Ковент Гарден в Лондоне, обрамленную однотипными фасадами, характерной чертой которой являлась небольшая церковь Св.Павла, одна из первых новых протестантских церквей в Англии. Скончался 21 июня 1652 года.



1606 г. Родился Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский живописец, рисовальщик и офортист. искусство Рембрандта отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Рембрандт писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Как график Рембрандт являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта (технику офорта Рембрандт часто соединял с применением сухой иглы и достигал, кроме того, живописных эффектов приёмами печати (т. н. затяжка)).
Рембрандт родился в семье мельника. После кратковременного пребывания в Лейденском университете (1620) он. всецело посвятил себя искусству. Рембрандт учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-23), затем в Амстердаме у П.Ластмана (1623); около 1625-31 Рембрандт самостоятельно работал в Лейдене. Ранние картины ("Принесение во храм", около 1628-29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразительной передаче эмоций. В 1632 Рембрандт переселился в Амстердам. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Рембрандта сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634-42) и Хендрикье Стоффелс (около 1649-63). 1630-е - начальник 1640-х гг. - период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Снискав известность групповым портретом "Урок анатомии доктора Тюлпа" (1632, Маурицхёйс, Гаага), Рембрандт получал обильные заказы; у него обучались многочисленные ученики. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей ("Проповедник Ансло с женой", 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем); в автопортретах и портретах своих близких Рембрандт писал шире и искал театрализованных эффектов ("Автопортрет с Саскией", около 1635, Картинная галерея, Дрезден). В картинах этих лет Рембрандт нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко ("Ослепление Самсона", 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов ("Снятие со креста", 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистической трактовки ("Даная", 1636, там же). К 1630-м гг. относятся его первые пейзажи ("Пейзаж с каменным мостом", около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры ("Возвращение блудного сына", 1636; автопортрет в берете, 1639). Прибегая к различным техническим приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.
Конфликт, назревавший между искусством Рембрандта и требованиями голландского буржуазного общества, утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642, когда картина "Ночной дозор" (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Рембрандт создал полную героического пафоса сцену выступления гильдии стрелков, по сути дела - историческую композицию, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. С этого момента приток заказов почти прекращается, в мастерской Рембрандта остаются лишь единичные ученики. На протяжении 1640-х гг. творчество Рембрандта утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний ("Давид и Ионафан", 1642, "Свыше семейство", 1645, - обе Эрмитаж; "Христос с учениками в Эммаусе", 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами ("Старик в шлеме", около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами ("Зимний пейзаж", 1646, Картинная галерея, Кассель). Для живописи Рембрандта этого периода характерны богатство светотени, теплота колорита, в котором преобладают сочетания красных и золотисто-коричневых тонов. Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х гг. (гравюры: "Христос, исцеляющий больных", или т. н. "Лист в сто гульденов", около 1642-46; "Три дерева", 1643).
В композициях 1650-х гг. ("Иаков, благословляющий сыновей Иосифа", 1656, Картинная галерея, Кассель) Рембрандт всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность. В эти годы Рембрандт создаёт многие из своих наиболее значительных портретов (портреты: Яна Сикса, 1654; сына Титуса за чтением, около 1657, Художественно-исторический музей, Вена; автопортреты (1660, Лувр, Париж, и др.)), в том числе портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. н. портрет жены брата Рембрандта, 1654, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва; портрет старика в красном, около 1652-54, Эрмитаж). Графика Рембрандта 1650-х гг. сходна в основных чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: "Слепой Товий", 1651; "Фауст", около 1652; "Три креста", 1653).
В 1656 Рембрандт был объявлен несостоятельным должником; в 1657-58 всё его имущество было продано с аукциона. Рембрандт перебирается в еврейский квартал Амстердама и там, в стеснённых обстоятельствах, проводит остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Рембрандта достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. В 1661 Рембрандту была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии ("Заговор Юлия Цивилиса", сохранился лишь фрагмент, 1661, Национальный музей, Стокгольм). Это произведение, отличающееся монументальностью и героической мощью замысла, не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологической структуре религиозных композиций Рембрандта ("Ассур, Аман и Эсфирь", 1660, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва; "Возвращение блудного сына", около 1668-69), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты ("Старейшины суконного цеха, или т. н. синдики", 1662, Рейксмюсеум; "Поэт И. Деккер", 1666, Эрмитаж). В поздних произведениях широкая, свободная живопись Рембрандта приобретает особую пространственную глубину, а светотень выступает в качестве мощного средства композиционного построения и раскрытия психологических коллизий. Поздним рисункам Рембрандта (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Хотя из непосредственных учеников Рембрандта лишь немногие (например, К.Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистическое новаторство произведений Рембрандта сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового искусства. Скончался художник 4 октября 1669 г.



1853 г. Родилась Ермолова Мария Николаевна - русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Дочь суфлёра Малого театра; воспитанница Московского театрального училища. С 1871 в труппе Малого театра, одна из наиболее крупных и ярких представительниц его искусства. Героико-трагедийный талант Ермоловой формировался в обстановке революционно-демократического подъёма 60-70-х гг. 19 в., под влиянием идей народнического движения. Высокая романтическая устремлённость, протест против деспотизма, защита прав и достоинства личности, призыв к жизненному подвигу пронизывали творчество великой актрисы. В Малом театре Ермолова дебютировала в 1870, ещё ученицей, в роли Эмилии Галотти ("Эмилия Галотти" Лессинга), сыгранной ею волнующе, эмоционально и правдиво. В 1873 в роли Катерины ("Гроза" Островского) Ермолова раскрыла идеалистические стремления свободолюбивой личности, её преданность своей мечте. Протест против насилия, социального и духовного рабства достиг вершины в роли Лауренсии ("Овечий источник" Лопе де Вега, 1876). Остро современное звучание спектакля вызывало энтузиазм прогрессивно настроенных зрителей, особенно молодёжи (после нескольких представлений спектакль был запрещен полицией).
В пьесах современных авторов (А.А.Потехин, И.В.Шпажинский, Н.Я.Соловьев, С.А.Пальм, Н.Е.Вильде и др.), не поднимавшихся до постановки значительных проблем. Ермолова. сумела создать образ современницы, наделённой нерастраченными богатствами ума и сердца, способной на сильные самоотверженные чувства (учительница Лонина - "На пороге к делу" Соловьева, и др.).
После Катерины Ермолова исполнила много ролей в пьесах Островского (Юлия Тугина - "Последняя жертва", Евлалия - "Невольницы", Кручинина - "Без вины виноватые"). Образ актрисы-демократки, жертвующей личным счастьем ради артистического призвания, создала Ермолова в роли Негиной ("Таланты и поклонники" Островского, 1881). Тяготение к конфликтам большого общественного и нравственного масштаба, возвышенный взгляд на человека обращали Ермоллову к классике (леди Анна, леди Макбет - "Ричард III" и "Макбет" Шекспира). В образе Иоанны Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера, 1884), раскрывая нравственный максимализм героини, её жертвенную готовность страдать за народ, Ермолова отражала настроения передовой русской интеллигенции 80-х гг. 19 в. Черты хрупкости, обречённости и одновременно духовной силы, героического бесстрашия, характерные для Иоанны-Ермоловой, присутствовали также и в образе Марии Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера, 1886). Ермолова выступала на сцене до 1921. Последняя роль - Мамелфа Дмитриевна ("Посадник" А.К.Толстого). Ермолова первой в Советском Союзе получила звание народной артистки Республики. В 1970 в Москве открыт Музей-квартира М.Н.Ермоловой (филиал Центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина). Скончалась 12 марта 1928 года.



1854 г. Родился Мальчевский Яцек - польский художник-символист, ученик Матейко, который ввел в свою живопись мотивы народных сказок, греческой мифологии и трагических предчувствий конца века. Искусство Мальчевского можно сравнить с взрывной смесью, соединяющей эротизм с мистицизмом, фольклор с античными традициями, брутальную чувственность и безмерный пафос с иронией и насмешкой. Мальчевский был также выдающимся представителем "польской школы пейзажа". Скончался 8 октября 1929 года.



1867 г. Родился Шарко Жан Батист - французский полярный исследователь. Сын Ж.М.Шарко. В 1903-05 руководил антарктической экспедицией на судне "Франсе", проводившей научные исследования у западного побережья Антарктического полуострова. В 1908-10 во главе экспедиции на судне "Пуркуа-Па" продолжил исследования и съёмки Антарктического полуострова, а затем Земли Александра I, полуострова Петра I. Участок океана в районе острова Петра I Шарко назвал морем Беллинсгаузена. В 1911 вёл океанографические работы в Ла-Манше. В 1920-27 занимался промерами глубин в Атлантическом океане (Северном и Балтийском морях, в Бискайском заливе). С 1926 по 1936 участник нескольких экспедиций на "Пуркуа-Па" к берегам Гренландии. Погиб 16 сентября 1936 г. во время кораблекрушения у берегов Исландии. Был почётным членом Географического общества СССР; награжден золотой медалью им. Ф.П.Литке (1914). Именем Шарко названы мыс и залив в Антарктиде, пролив и гора в архипелаге Кергелен.



1870 г. Родился Красин Леонид Борисович - советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1890. Родился в семье чиновника. С 1887 студент Петербургского технологического института. Был членом Бруснева группы. В 1891 исключен из института и выслан. Работал техником, инженером (без диплома) на строительстве Сибирской ж. д. С 1900, по окончании Харьковского технологического института, вместе с Р.Э.Классоном возглавил в Баку строительство электростанции "Электросила" и электрификацию нефтяных промыслов. Собрал в Баилово ядро бакинской социал-демократической организации. Поддерживал регулярную связь с "Искрой", организовал для неё транспорт через Иран и Батуми. С В.З.Кецховели организовал нелегальную типографию "Нина". После 2-го съезда РСДРП (1903) кооптирован в ЦК партии, некоторое время занимал примиренческие позиции по отношению к меньшевикам. Пользуясь служебным положением, ездил по стране для создания централизованного технического партийного аппарата, установления связи с местными организациями, налаживания партийных финансов, транспортировки и распределения литературы, переправки членов партии за границу и обратно. С 1904 работал в Орехово-Зуеве: руководил строительством электростанции, работами по электрификации города и "Морозовской мануфактуры". Случайно избежав ареста, перешёл на нелегальное положение. Делегат 3-го съезда РСДРП (1905), его вице-председатель; избран членом ЦК. Вернувшись в Россию, легализовался, стал заведующим кабельной сетью "Электрического общества 1886" в Петербурге, не прекращая активной партийной деятельности. Один из организаторов первой легальной большевистской газеты "Новая жизнь". Во время Революции 1905-07 член Петербургского совета; по предложению В.И.Ленина - "ответственный техник, финансист и транспортер..." партии, возглавлял боевую техническую группу при ЦК, руководил снабжением боевых дружин. Участник 1-й (Таммерфорсской) конференции РСДРП (декабрь 1905). На 4-м съезде РСДРП (1906) один из докладчиков по вопросу о вооруженном восстании, избран членом ЦК; на 5-м съезде (1907) кандидат в члены ЦК РСДРП.
В 1908 уехал за границу, примкнул к ультиматистам, участвовал в организации каприйской школы. Затем отошёл от политической деятельности. Работая в фирме "Сименс и Шуккерт", проявил незаурядные способности инженера и организатора. С 1912 возглавлял Московский филиал, а с 1913 директор общероссийского отделения (Петербург) фирмы. С начала 1-й мировой войны 1914-18 директор нескольких заводов, принадлежавших ранее фирме "Сименс и Шуккерт".
В декабре 1917 вернулся к активной политической жизни; участник мирных переговоров в Бресте. Летом 1918 член советской делегации в Берлине; добился экономически выгодных соглашений. В 1918 член Президиума ВСНХ, проделал большую работу по привлечению на сторону Советской власти технической интеллигенции; председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии; нарком торговли и промышленности, член СТО с момента его создания. В 1919 нарком путей сообщения. В декабре 1919 возглавлял советскую делегацию на мирных переговорах с Эстонией. В 1920-23 полпред и торгпред в Великобритании; одновременно нарком внешней торговли. В марте 1921 подписал англо-советское торговое соглашение. В 1922 участник международной конференции в Генуе и Гааге. В 1924 полпред во Франции. С 1925 полпред в Великобритании. Делегат 12-14-го съездов партии, на 13-14-м избирался членом ЦК ВКП (б). Скончался 24 ноября 1926 г. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.



1900 г. Родился Дубовка Владимир Николаевич - белорусский советский поэт. Окончил Высший Литературно-художественный институт им. В.Я.Брюсова (1924). Печатался с 1921 (стихи, поэмы, сказки, повести, статьи по языку и литературе). Перевёл на белорусский язык произведения А.С.Пушкина, В.Сырокомли, Дж. Г. Байрона, У.Шекспира и др. Жил в Москве. Награждён 2 орденами, а также медалями. Скончался в 1976 году.



1902 г. Родился Кочин Николай Иванович - русский советский писатель. Член КПСС с 1940. Родился в крестьянской семье. В первые послереволюционные годы работал в Комитете бедноты, был селькором газеты "Беднота". По окончании Нижегородского педагогического института (1924) был учителем. Печататься начал в 1925. Значительным произведениям советской литературы о жизни крестьянства накануне коллективизации стал роман Кочина "Девки" (книги 1-2, 1928-31). Роман "Парни" (1934), повесть "Записки селькора" (1929, отдельное издание 1930), автобиографическая повесть "Юность" (1937) раскрывают жизнь советской деревни на разных исторических этапах. Кочину принадлежат также книга "Кулибин" (2-я редакция 1940) и роман "Нижегородский Откос" (1970), изображающий жизнь студенчества первых послереволюционных лет. Кочин - автор ряда очерково-публицистических книг ("Почин Починок", 1931, "Деревня в дни войны", 1942, и др.).
Много сил и энергии Н.И.Кочин отдавал общественной работе: избирался членом правления Союза писателей СССР и РСФСР, членом бюро Горьковской писательской организации, которой одно время руководил, депутатом городского и областного Советов. Н.И.Кочин удостоен орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, "Знак почета". За высокие достижения в области литературы в 1978 г. ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени М.Горького. В 1982 году писателю присвоено звание "Почетный гражданин города Горького". Скончался в 1983 году.



1926 г. Родился Хохлов Рем Викторович - советский физик, один из основоположников нелинейной оптики, академик АН СССР (1974; член-корреспондент 1966), член Президиума АН СССР (с 1975), и. о. вице-президента АН СССР (с 1977). Член КПСС с 1951. Окончил МГУ (1948). С 1952 работал в МГУ, с 1965 заведующий кафедрой волновых процессов, с 1973 ректор. Предложил метод анализа нелинейных радиотехнических устройств и на его основе решил ряд проблем радиофизики (1954-56). Разработал методы асимптотического решения нелинейных волновых уравнений, которые легли в основу общей теории волновых процессов. Применил эти методы в нелинейной акустике. В работах 1960-63 заложил теоретические основы нелинейной оптики и решил многие её задачи. Предложил волновой умножитель частоты, по принципу которого были созданы генераторы оптических гармоник. Хохлову принадлежит идея создания и использования перестраиваемого по частоте генератора оптического излучения, совместно с С.А.Ахмановым предложил первый параметрический генератор света (1962). Выдвинул идею резонансного селективного воздействия когерентного излучения на вещество и разработал многие аспекты такого воздействия. Депутат Верховного Совета СССР 9-го созыва. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС с 1976. Лауреат Ленинской премии (1970). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Почётный член Болгарской АН (1976). Скончался 8 августа 1977 г.



1937 г. В СССР сдан в эксплуатацию канал "Москва-Волга" (с 1947 года носит название "Канал имени Москвы"). Канал соединяет Москву-реку с рекой Волгой; расположен в Московской и Тверской областях, к северу от Москвы. Начинается от Иваньковского водохранилища на Волге (здесь шлюз № 1 и Иваньковская ГЭС с плотиной и дамбами близ г. Дубны) и соединяется с Москвой-рекой на 191-м километре от её устья (в г. Москве в районе Тушино).
Общая длина канала 128 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.). Построен в 1932—37 гг. Первые 74 км канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположено 5 гидроузлов (№№ 2—6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции; суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъём в 38 м. На эту же высоту насосными станциями перекачивается волжская вода на следующий участок канала — водораздельный бьеф (длина 51 км), который включает 5 водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское), соединённых судоходными каналами, а также примыкающее к ним Учинское водохранилище. На Химкинском водохранилище располагаются Северный речной порт и Северный речной вокзал столицы. Последние 3 км канала являются лестницей южного склона, состоящей из 2 двухкамерных шлюзов № 7 и № 8; по ним суда, спустившись на 36 м, попадают в Москву-реку. Между шлюзами № 7 и № 8 канал проходит в искусственной насыпи, в том числе перед шлюзом № 8 — над трассой Волоколамского шоссе.
Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала.



1975 г. Состоялись старты космических кораблей в рамках советско-американской программы "Союз - Аполлон". 15 июля 1975 года с Байконура стартовал корабль "Союз-19" с экипажем в составе Алексея Леонова и Валерия Кубасова. Старт корабля состоялся в строго намеченное время, несмотря на неисправность: за несколько минут до запуска на борту вышла из строя телевизионная система, и ряд специалистов высказывался за перенос старта. Однако в СССР опасались, что задержка могла вызвать негативный резонанс в иностранных СМИ, часть которых и без того нелестно отзывалась о надежности советской космической техники. Запуск "Союза-19" прошел без замечаний, и после выхода на орбиту все остальные бортовые системы работали нормально. После этого было дано разрешение на запуск американского корабля "Аполлон". Его старт и выведение на орбиту также прошли без замечаний. Специалисты с Земли дали команду советскому экипажу починить вышедшее из строя оборудование в космосе. В.Кубасов с трудом снял внутреннюю обшивку, добрался до коммутатора и починил систему. В результате через сутки ЦУП получил с борта цветное телеизображение.
Примерно в это же время экипаж "Аполлона" решал свою техническую проблему, более серьезную, чем отказ телесистемы на "Союзе" - проблему со стыковочным агрегатом корабля, без устранения которой были невозможны взаимные переходы экипажей из одного корабля в другой, а именно это являлось главным в миссии "Союз-Аполлон".
17 июля произошло касание российского и американского космических кораблей и была осуществлена первая в истории стыковка кораблей двух стран. После стыковки американские астронавты Томас Стаффорд и Доналд Слейтон перешли в "Союз". Историческое рукопожатие командиров советской и американской экспедиций транслировалось на весь мир в прямом эфире через спутник.
Космонавты в течение нескольких дней полета переходили из одного корабля в другой, выполняли в космосе различные совместные эксперименты, а также проводили кино-и фотосъемки. 19 июля состоялась расстыковка кораблей, а при их расхождении выполнялся эксперимент "искусственное солнечное затмение: "Аполлон" закрывал Солнце, а с борта "Союза" велось фотографирование солнечной короны. Затем была выполнена повторная стыковка космических кораблей.
21 июля советские космонавты на "Союзе" благополучно вернулись на Землю, а экипаж "Аполлона" - Д.Слейтон, Т.Стаффорд и В.Бранд - оставались в космосе еще трое суток, проводя наблюдение и съемку Земли, выявляя загрязнение вод в прибрежных районах Мирового океана и проводя другие эксперименты.



1978 г. В Нижневартовске (РСФСР) состоялось открытие памятника "Покорителям Самотлора". Оно было приурочено к пятидесятилетнему юбилею Нижневартовского района. Работа над монументом длилась девять лет. В творческую группу по созданию памятника вошли скульптор И.Костюхин, архитекторы Ю.Кожин и И.Василенко, конструктор Иоффе. Монумент отлили в городе Ленинграде на заводе "Монумент-скульптура". Это скульптурно - декоративный комплекс, сооруженный в Нижневартовске по разрешению Совета Министров СССР.
Монумент представляет собой бронзовую фигуру высотой 12 м, установленную па 10-метровом гранитном пьедестале. Одежда и другие атрибуты - каска, высотный пояс монтажника, в правой руке молот геологоразведчика, в левой - чаша с факелом. У его подножья закопана капсула с пожеланиями жителям Нижневартовска ХХI века. Ее вскрытие намечено в 2018 году.
Памятник расположен на кургане Славы, радиус которого 60 метров (грунта ушло 27б тонн, который завозили почти все организаций города). Место, где он поставлен, выбрано не случайно. На перекрестке шумных магистралей стоит мощная фигура молодого рабочего с горящим факелом в руке. Одна из этих дорог ведет к знаменитому озеру "Самотлор", которому обязан Нижневартовск и своим рождением, и своей славой, другая - на Мегионское месторождение.
Памятник "Покорителям Самотлора" - достопримечательность города. Сюда приводят гостей, сюда приезжают в день свадьбы молодожены, чтобы положить цветы и сфотографироваться на память о самом счастливом дне в своей жизни. Ведь он олицетворяет первопроходцев - тех, кому достались самые непроходимые болота, самые сильные морозы и самые снежные метели. Недаром памятник в народе называют Алешей.

Используются технологии uCoz