1423 г. Родился Людовик XI - король Франции с 1461, из династии Валуа. Людовик родился в самый тяжелый период Столетней войны, когда его отцу Карлу VII принадлежала лишь часть Франции. Добившись перелома в войне, Карл начал ограничивать права аристократии, которая ответила в 1440 восстанием, т. н. Прагерией; возглавил его Людовик, в то время наследник престола. Восстание было подавлено, Карл простил сына и дал ему в управление Дофине, запретив появляться при дворе. Людовик показал себя умелым правителем своей провинции. В 1456 Людовик рассорился с отцом и бежал к герцогу Бургундскому Филиппу Доброму, при дворе которого жил до 1461, постоянно выражая чувства благодарности и дружбы к Филиппу и его сыну Карлу Смелому. После смерти Карла VII Людовик вернулся в Париж, где поразил подданных скромностью одеяний и поведением, приличествующим горожанину, а не монарху. Новый король окружил себя незнатными, зависящими только от него людьми. Придя к власти, Людовик начал борьбу с Филиппом и его сыном. Карл Смелый в 1465 создал из крупных феодалов Лигу Общего Блага, которая заставила Людовика 29 октября подписать благоприятное для членов Лиги соглашение; Людовик тут же начал его нарушать. В 1468 Людовик по совету одного из приближенных, кардинала де Балю, явился в Перонн к Карлу Смелому для переговоров. В это время в Льеже произошло инспирированное Людовиком восстание против союзника Карла, князя-епископа Людовика де Бурбона. Карл обвинил в этих событиях короля, арестовал его, и Людовику удалось освободиться лишь ценой значительных уступок Бургундии. По возвращении Людовик посадил кардинала де Балю в клетку, в которой невозможно было разогнуться, и тот провел там 11 лет. В 1470 Людовик объявил Пероннские соглашения недействительными. Карл Смелый ответил войной, в которой приняли участие брат Людовика Карл Французский, король Англии Эдуард IV и ряд крупнейших феодалов Франции. Людовик нейтрализовал Карла Смелого, разбил и жестоко казнил многих участников войны, подкупил Эдуарда IV и заключил с ним мир в Пикиньи, официально завершивший в 1475 Столетнюю войну. Карл Французский умер еще в 1470, и Людовика не без оснований подозревали в смерти брата. Демонстративно выражая любовь к низшим сословиям, Людовик в то же время резко увеличивал налоги, сокращал муниципальные свободы. Вместе с тем он покровительствовал ремеслам, наукам, особенно медицине, книгопечатанию. Его царствование превратило знать из совокупности территориальных государей в сословие крупных землевладельцев. В дальнейшем феодалы могли вести борьбу за власть в государстве, но не за независимость от него. Людовик поддерживал всех врагов Карла Смелого, а после его гибели в 1477 захватил часть его владений, в том же году он присоединил герцогство Немурское, а в 1481 выкупил владения Анжуйского дома. В 1479 Людовик провел реформу армии, сделав ее наемной; в том же году у него случился инсульт, в 1482 - второй, после чего он резко изменил свою жизнь, затворился в замке Плесси-ле-Тур, никого не допускал к себе, замаливал грехи и делал огромные вклады в церкви. Третий инсульт стал для него последним. Это случилось 30 августа 1483 г.
У Людовика остались две дочери и сын, Карл VIII. После смерти Людовика во Франции сохранилось только одно независимое феодальное владение - герцогство Бретонское, присоединенное уже при Карле VIII. Правление Людовика XI подводит черту под историей феодальной Франции и начинает историю Франции абсолютистской.



1738 г. Родился Копли Джон Синглтон - американский живописец. После 1774 жил главным образом в Лондоне, где в 1799 стал членом Академии художеств. Писал (иногда пользуясь техникой пастели) привлекающие своей искренностью и свежестью наблюдения реалистические портреты ("Натаниел Хёрд", 1765-70, Художественный музей, Кливленд). Среди исторические композиций Копли, отмеченных тяготением к чисто внешней эффектности, выделяются произведения, проникнутые предромантическими веяниями ("Брук Уотсон и акула", 1782, Бостонский музей изящных искусств). Скончался 9 сентября 1815 года.



1854 г. Родился Яначек Леош - чешский композитор, фольклорист, хормейстер, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Член Чешской академии наук и искусств (1912). Учился в 1865-72 у П.Кржижковского в Брно и у Ф.З.Скугерского в Органной школе в Праге (1875), в Лейпцигской и Венской консерваториях (1879-80). Основал (1881) и возглавлял Органную школу в Брно (с 1919 филиал Пражской консерватории). В 1881-88 был дирижёром оркестра Чешской филармонии, одновременно редактором музыкальной газеты "Гудебни листы". С 1890-х гг. собирал и обрабатывал моравский музыкальный фольклор (опубликовал около 2500 народных песен), написал статью "О музыкальной стороне моравских народных песен" (1889; труд ныне признан классическим).
Основоположник национальной композиторской школы 20 в., Яначек освоил неизвестный ранее древний моравский музыкальный фольклор, но в зрелых сочинениях не использовал народные мелодии цитатно. Оригинально претворил специфические черты чешско-моравской речевой интонационности (записывал нотами "речевые полевки"); синтезировал ладогармонические, метроритмические, колористические особенности народного музыкального искусства с элементами современного музыкального языка, создал свой индивидуальный музыкальный стиль, вобравший в себя достижения искусства 20 в. и отличающийся ярким национальным своеобразием. Борясь против влияния немецкого позднего романтизма на чешскую музыку, Яначек опирался на русское реалистическое музыкальное искусство, франко-итальянский веризм, французскую музыку рубежа 19-20 вв. Он положил начало широкому обращению чешских композиторов в операх и программных сочинениях к русской литературе. Руководил в Брно "Русским кружком" (1896-1915). Посетил Россию в 1896 и 1902 годах. Его фортепианное трио (1909) и струнный квартет (1923) навеяны "Крейцеровой сонатой" Л.Н.Толстого (называл его "учителем жизни"); сохранились эскизы к операм "Анна Каренина" и "Живой труп". На русских сюжетах основана симфоническая рапсодия "Тарас Бульба" (1918, по Н.В.Гоголю), опера "Катя Кабанова" (1921, по "Грозе" А.Н.Островского), опера "Из мёртвого дома" (1928, пост. 1930, Брно; по "Запискам из мёртвого дома" Ф.М.Достоевского). Среди его 9 опер выделяются "Её падчерица" ("Йенуфа", 1904, Брно; пост. в Праге в 1916 и Вене в 1918 принесли Яначеку мировую известность) и "Приключения лисички-плутовки" (1924, Брно). В числе других сочинений - оратория "Глаголическая месса" (1926), симфониетта (1926), камерно-инструментальные ансамбли, хоры, песни и вокальные циклы, фортепианные сонаты и др.
После создания независимой Чехословацкой республики творчество Яначека получило широкое признание. Яначек был председателем Клуба моравских композиторов (1919), представлял чешское музыкальное искусство на международных музыкальных фестивалях в Зальцбурге (1923), Венеции (1925), Франкфурте-на-Майне (1927). Его имя носят оперный театр и Академия изящных искусств (1947) в Брно. В 1948, 1958, 1965 и 1978 в Брно проводились фестивали, на которых исполнялись произведения Яначека.
Скончался 12 августа 1928 года.



1875 г. Родился Зауербрух Фердинанд - немецкий хирург, один из основоположнике» хирургии грудной полости. Медицинское образование получил в Маребурге и Йене. В 1910-1918 директор хирургической клиники в Цюрихе, с 1918 заведующий кафедрой хирургии в Мюнхене, затем в Берлине (больница Шарите). Скончался 2 июля 1951 г.



1876 г. Родился Намёткин Сергей Семенович - советский химик-органик, академик АН СССР (1939; член-корреспондент 1932), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). По окончании Московского университета (1902) работал там же. Ученик Н.Д.Зелинского. В 1911 покинул университет в знак протеста против реакционной политики министра просвещения Л.А.Кассо. С 1912 профессор московских Высших женских курсов; в 1918-30 професор (в 1919-24 ректор) 2-го Московского университета; в 1930-38 профессор Московского института тонкой химической технологии; с 1938 профессор МГУ. С 1948 директор института нефти АН СССР. Основные труды главным образом по теоретической химии углеводородов, научным и практическим проблемам химии нефти. Намёткин исследовал состав и свойства нефтей и природных газов СССР, создал методику определения непредельных углеводородов в нефтепродуктах; участвовал в разработке каталитической ароматизации нефтяных фракций. Намёткин открыл камфеновую перегруппировку 2-го рода; работал в области синтеза душистых веществ, изучал металлоорганические соединения, стимуляторы роста растений. Лауреат Государственных премий СССР (1943, 1949). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Скончался 5 августа 1950 г.



1883 г. Родился Кафка Франц - австрийский писатель. Родился в еврейской буржуазной семье. Учился на юридическом факультете Пражского университета в 1901-06. В 1908-22 служил в страховом обществе. Начиная с 1909 его рассказы появляются в журналах. Отдельно изданы сборник "Наблюдение" (1913), рассказы "Приговор", "Кочегар" (1913), "Превращение" (1916). После 1-й мировой войны 1914-18 Кафка опубликовал рассказ "В исправительной колонии" (1919), сборники "Сельский врач" (1919), "Голодарь" (1924). Его друг и душеприказчик М.Брод в 1925-26 издал три романа Кафки: "Америка" (не окончен), "Процесс", "Замок" и сборник рассказов "На строительстве китайской стены" (1931). Для Кафки характерно правдоподобие деталей, эпизодов, мыслей и поведения отдельных людей, предстающих в необычайных, часто абсурдных взаимосвязях в кошмарных или сказочно-фантастических ситуациях. В образах и коллизиях произведений Кафки воплощены трагическое бессилие, обречённость "маленького человека" и вместе с тем беспощадная жестокость и нелепость буржуазного общественного строя, его законов, обычаев, морали. Алогизм мышления нередко затрудняет восприятие прозы Кафки.
Влияние творческого метода Каыки, характерного для модернистской литературы 20 в., в разной мере и форме испытал ряд немецких и австрийских писателей, швейцарцы М.Фриш и Ф.Дюрренматт, французские писатели Ж П.Сартр, А Камю, представители т. н. "литературы абсурда" (Э.Ионеско, С.Беккет), а также некоторые литераторы США и др. стран Америки. Лауреат премии им. Т.Фонтане (1915). Скончался 3 июня 1924 года.



1886 г. Родился Карко Франсис - французский писатель. Основные черты творчества Карко - нервность и острота переживаний, ирония и импрессионистичность языка. Тема романов Карко - жизнь подонков современного Парижа, проституток, апашей и др.; в романе "Артель" (L’equipe, 1921) Карко мастерски использует воровской жаргон. Филантропическое отношение автора к изображаемой им социальной среде иногда переходит в своеобразный протест против социальных условий, порождающих представителей "дна". Такого рода беспочвенный протест без всяких положительных социально-политических идеалов чрезвычайно характерен для богемы, типичным выразителем которой является Карко, начиная с первых сборников стихов; и неслучайно писатель с наибольшим пафосом изобразил певца богемы средневековья Франсуа Вийона - в романе-биографии "Le Roman de Francois Villon" (1926) - самом популярном произведении Карко, переведенном на многие языки (русский перевод - "Горестная жизнь Франсуа Вийона", Б.Д.Левина, 1927). Для Карко характерен патологический психологизм и в описании его героев. Скончался 26 мая 1958 года.



1911 г. Родился Навроцкий Михаил Алексеевич - летчик-штурман, капитан. Родился в селе Чапаевка ныне Пологовского района Запорожской области в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1943. Образование начальное. Окончил школу ФЗУ, работал слесарем. В Советской Армии с 1933. В 1938 окончил курсы офицеров связи, а в 1939 — Харьковскую военно-авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941. Штурман самолета 132-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (64 я авиационная дивизия, 18-я армия, Южный фронт) лейтенант Навроцкий в июле 1941 уничтожил переправу через реку Днестр, чем приостановил наступление противника. Его самолет был подожжен, но Навроцкий с экипажем продолжал выполнять боевую задачу. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 марта 1942 г.
После войны служил в ВВС. С 1954 капитан Навроцкий — в запасе. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, медалями. Скончался 9 апреля 1964 г. Похоронен в городе Днепропетровск. На родине Героя установлен обелиск.



2004 г. В Москве состоялось открытие Всероссийской филателистической выставки "Россия Олимпийская-2004", посвященная Играм XXVIII Олимпиады в Греции, а также еще двум знаменательным событиям - 110-летию создания Международного олимпийского комитета и прохождению через Москву 3 июля 2004 года эстафеты Олимпийского огня.
Выставка проводилась в Клубе спортивных журналистов Олимпийского комитета России. Ее организаторами стали Олимпийский комитет России, Национальная ассоциация спортивной филателии и Союз филателистов России.
В выставке приняли участие филателисты Москвы и Подмосковья, Ульяновска, Ульяновской и Свердловской областей, Красноярска, Орла, Новгорода, Республики Коми, Эстонии и др. Достойное место в Почетном классе, как всегда, заняла экспозиция Центрального музея связи им. А.С.Попова из Санкт-Петербурга, в которой были представлены фрагменты из Государственной коллекции знаков почтовой оплаты и слайд-шоу на тему "Олимпийские игры на почтовых марках СССР и России". В приветственном слове, написанном к открытию выставки, директор музея Л.Н.Бакаютова пояснила, что отобранные изображения почтовых марок и подготовительных материалов к их выпуску отражают историю международного Олимпийского движения, начиная с 1957 года, когда увидела свет первая отечественная олимпийская серия, посвященная XVI Олимпийским играм в Мельбурне. А завершает экспозицию масштабный выпуск 2000 года "Россия. XX век. Спорт", который состоит из 12 почтовых миниатюр, отражающих наиболее выдающиеся достижения в минувшем веке.
Золотые медали на выставке заслужили Ю.В.Белюга за экспонат "Первая комморативная Олимпийская серия Греции", состоящий из первых олимпийских марок 1896 г., и В.Н.Фурман за книгу "Золотой век". Серебряной медалью награжден З.И.Алыпиц ("Международные велогонки мира"). Всего участники выставки удостоены одной большой позолоченной медалью, тремя большими серебряными, четырьмя посеребренными, четырьмя позолоченными и девятью бронзовыми медалями, а также дипломами.
К выставке ИТЦ "Марка" приурочил выпуск конверта (см. иллюстрацию). Несколько ранее (с 31.05 по 12.06.2004) на почтамте Москвы проводилось гашение конверта специальным штемпелем с фиксированной датой (31.05.2004). Выставка завершила работу 7 июля 2004 года.

Используются технологии uCoz