1646 г. Родился Лейбниц Готфрид Вильгельм - немецкий философ, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед и общественный деятель. Лейбниц является своего рода завершителем философии 17 в. и предшественником немецкой классической философии. Он критически переработал основные идеи предшествующих философов и синтезировал все рациональное в предыдущей философии с новейшими научными знаниями на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений. Одним из его главных философских произведений является "Монадология" (1714), в которой с позиций объективного идеализма развивается учение о монадах как субстанциях бытия.
В 1666г. Лейбниц опубликовал свою первую математическую работу "Размышление о комбинаторном искусстве". Сконструированная им счетная машина выполняла не только сложение и вычитание, как это было у Б.Паскаля, но и умножение, деление, возведение в степень и извлечение квадратного и кубического корней. Свыше 40 лет Лейбниц посвятил усовершенствованию своего произведения. Лейбниц заложил также основы символической логики. Разработанные им логика классов и исчисление высказываний в алгебраической форме лежат в основе современной математической логике. Исследовал свойства некоторых кривых (в частности, цепной линии), занимался разложением функций в ряды, ввел понятие определителя и выдвинул некоторые идеи, касающиеся теории определителей; впоследствии их развивал А.Вандермонд, О.Коши, К.Гаусс и окончательно разработал К.Якоби. Важнейшей заслугой Лейбница является то, что он одновременно с И.Ньютоном, но независимо от него, завершил создание дифференциального и интегрального исчисления. Изучение работ Б.Паскаля и собственные исследования привели Лейбница в 1673-1674гг. к идее характеристического треугольника, который теперь используется при введении понятий производной и дифференциала в каждом учебнике дифференциального исчисления. Лейбниц сделал и дальнейший шаг в создании нового исчисления- установил зависимость между прямой и обратной задачах о касательных. Через год он пришел к выводу, что из "обратного метода касательных выходит квадратура всех фигур". В октябре 1675 г. Лейбниц уже пользуется обозначением S для суммы бесконечно малых и операцию, противоположную суммированию, обозначает, подписывает букву d под переменной (x/d), а затем рядом с ней dx. Знак интеграла в современной форме впервые встречается в работе Лейбница "О скрытой геометрии…" (1686г). Лейбниц решил проблему касательных с помощью дифференциального исчисления, сформулировал правила дифференцирования произведения, степени, неявной функции. Эти результаты Лейбниц опубликовал только в 1684г. в статье "Новый метод максимум и минимумов", впервые назвав свой алгоритм дифференциальным исчисление. В 1693г. Лейбниц опубликовал первые образцы интегрирования дифференциальных уравнений с помощью бесконечных рядов. Лейбниц ввел много математических терминов, которые теперь прочно вошли в научную практику: функция, дифференциал, дифференциальное исчисление, дифференциальное уравнение, алгоритм, абсцисса, ордината, координата, а также знаки дифференциала, интеграла, логическую символику.
Скончался 14 ноября 1716 года.



1742 г. Родился Лихтенберг Георг Кристоф - немецкий писатель, публицист и учёный. Окончил Гёгтингенский университет, в котором с 1769 был профессором физики. Исследовал искровой разряд на границе раздела твёрдого диэлектрика и газа. Почётный член Петербургской АН (1795). Лихтенбергу принадлежат памфлеты против физиологических измышлений И.К.Лафатера и чрезмерной сентиментальности писателей "Бури и натиска". Вершина его просветительной сатиры - "Подробные объяснения к гравюрам по меди Хогарта" (1794-99) и "Надписи к гравюрам по меди Ходовецкого". В "Афоризмах" (1762-99, издание 1902-08) выступил противником крепостного права, политической раздробленности, приветствовал Великую французскую революцию, отстаивал реалистическое искусство. Скончался 24 февраля 1799 года.



1804 г. Родилась Санд Жорж (настоящее имя и фамилия Аврора Дюпен, по мужу - Дюдеван) - французская писательница. Училась в английском католическом монастыре в Париже. В 1831, порвав с мужем, совместно с писателем Жюлем Сандо опубликовала роман "Роз и Бланш". Формирование Санд-писательницы происходило в атмосфере общественного подъёма, вызванного Июльской революцией 1830. Её первый самостоятельный роман "Индиана", подписанный псевдонимом Жорж Санд, опубликован в 1832: так называемый "женский вопрос" перерастал у неё в проблему свободы человека. Романы "Валентина" (1832), "Лелия" (1833), "Жак" (1834), пронизанные бунтарским индивидуализмом, поставили Санд в ряды демократических романтиков.
С середины 1830-х гг. Санд увлекалась идеями сенсимонистов, христианским социализмом П.Леру, взглядами левых республиканцев. Санд сталкивает своих героев с идеалами утопических социалистов. В романе "Мопра" (1837) прозвучало осуждение романтического бунтарства; в "Орасе" (1841-42) - развенчание индивидуализма. Положительных героев Санд находит в народе, среди тружеников: столяр Пьер Гюгенен ("Странствующий подмастерье", 1840), мельник Луи ("Мельник из Анжибо", 1845), плотник Жаплу ("Грех господина Антуана", 1845). Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывает лучший роман Санд - "Консуэло" (1842-43). Санд сочувственно рассказывает здесь о гуситском революционном движении.
1840-е гг. - время наивысшего подъёма литературной и общественной деятельности Санд, она участвовала в издании социально-утопических, антиклерикальных, левореспубликанских журналов и газет. Санд активно поддерживала рабочих поэтов, пропагандировала их творчество ("Диалоги о поэзии пролетариев", 1842). В романах 1840-х гг. создана галерея резко отрицательных образов буржуа-накопителей (Бриколен - "Мельник из Анжибо", Кардонне - "Грех господина Антуана"). Санд идеализировала в романах-идиллиях патриархальные деревенские нравы: "Чёртова лужа" (1846), "Франсуа-найдёныш" (1847-48), "Маленькая Фадетта" (1848-49).
Санд принимала участие в февральской революции 1848, была близка к радикальным кругам левых республиканцев (А.Барбес и др.), редактировала "Бюллетень де ла репюблик" ("Bulletins de la republique"). Июнь 1848 разбил её утопические иллюзии. Она отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений: "Снеговик" (1858), "Жан де ля Рош" (1859) и др., многотомную "Историю моей жизни" (1854-55).
С 40-х гг. 19 в. Санд была популярна в России. Ею восхищались И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен, видели в ней союзницу в борьбе за освобождение человека. Скончалась писательница 8 июня 1876 года.



1872 г. Родился Блерио Луи - французский инженер, конструктор самолётов и пилот, один из пионеров авиации. С 1900 начал строить планёры и орнитоптеры, с 1906-самолёты. В 1908 совершил полёт на самолёте по маршруту в 14 км, в 1909 перелетел впервые через Ла-Манш. Самолёты системы Блерио впоследствии получили широкое распространение во французской авиации. Скончался 1 августа 1936 года.



1879 г. Родился Жуо Леон - реформистский деятель французского и международного профдвижения. В 1909-40 и 1945-47 секретарь французской Всеобщей конфедерации труда (ВКТ). В начале 20 в. поддерживал анархо-синдикалистские "ультралевые" лозунги, в годы 1-й мировой войны 1914-18 стал проводником политики "священного единения" и сотрудничества с буржуазией. Входил в состав французской делегации на Парижской мирной конференции 1919-20. Был членом Международного бюро труда при Лиге Наций. В 1919-40 один из лидеров Амстердамского интернационала профсоюзов. Противник Великой Октябрьской социалистической революции и коммунистического движения. Выступал против создания единого рабочего фронта. В 1947 один из организаторов раскола ВКТ и создания профессионального объединения "Форс увриер", который Жуо пытался противопоставить ВКТ. В 1947 Жуо был избран председателем Экономического совета Франции, в 1949 - председатель Совета т. н. Европейского движения. Скончался 28 апреля 1954 г.



1881 г. Родился Нусратулло Максум - советский государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1920. Родился в кишлаке Чвшма-Кизи, ныне Гармского района Таджикской ССР, в крестьянской семье. С 1895 рабочий в Коканде, в 1906 уволен за участие в рабочем движении, до 1920 батрачил. После провозглашения Бухарской народной республики в 1921-23 председатель Гармского областного продовольственого комитета по снабжению Красной Армии, уполномоченный Бухарского ЦИК в Восточной Бухаре, член Чрезвычайной комиссии Бухарского ЦИК по делам Восточной Бухары. В 1923-24 заместитель председателя Гармского ревкома и председатель Облисполкома. После образования Таджикской АССР (октябрь 1924) председатель временного правительства - Ревкома республики. В 1926-29 председатель ЦИК Таджикской АССР. В 1929-33 председатель ЦИК Таджикской ССР, в 1931-33 один из председателей ЦИК СССР. С декабря 1933 на учёбе в Москве. В 1926-30 член ЦК КП (б) Узбекистана, в 1930-33 член Бюро ЦК КП (б) Таджикистана. В 1927-34 член ЦИК СССР. Награжден 2 орденами.
В обстановке массовых репрессий в стране был арестован в Москве 8 июля 1937 года и приговорен к высшей мере наказания 31 октября 1937 года за подготовку контрреволюционных преступлений и в тот же день расстрелян.



1889 г. Родилась Мухина Вера Игнатьевна - советский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член Академи художеств СССР (1947). Училась в Москве (1909-12) у К.Ф.Юона и И.И.Машкова, а также в Париже (1912-14) у Э.А.Бурделя. С 1909 жила в Москве. Преподавала в Московском высшем художественно-промышленном училище (1926-27) и Вхутеине (1926-30). Уже в ранних произведениях Мухиной, отмеченных некоторым влиянием кубизма, заметно тяготение к монументальности и лаконизму форм ("Пьета", глина, 1916, не сохранилась). После Октябрьской революции 1917 Мухина участвовала в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (проект памятника Н.И.Новикову, глина, 1918, не сохранился). В 1920-е гг. Мухина создала проекты памятников - романтически приподнятые образы-олицетворения, проникнутые бурным движением (памятник В.М.Загорскому, 1921, "Пламя революции", 1922-23, оба - гипс, Музей Революции СССР, Москва), а также станковые фигуры, крепко сбитые, утяжелённые объёмы которых выражают мощь внутренней жизни натуры ("Ветер", 1926-27, "Крестьянка", 1927, обе - бронза, Третьяковская галерея). В 1930-е гг. Мухина переходит к более детализованной лепке, сочетая чёткое выявление закономерностей конструкции с жизненной конкретностью образа. Обращаясь к портрету, Мухина иногда заостряет наиболее характерные черты лица модели ("С.А.Котляревский", бронза, 1929, там же), но чаще типизирует их, создавая обобщённый образ современника ("С.А.Замков", мрамор, 1935, там же), однако неизменно сохраняет живую непосредственность отношения к портретируемому. С 1930-х гг. Мухина всё чаще занимается проблемами синтеза искусств. Главный результат этих поисков - 24-метровая группа "Рабочий и колхозница", увенчавшая советский павильон на Всемирной выставке 1937 в Париже (ныне установлена перед северным входом ВДНХ в Москве; нержавеющая сталь, 1935-37; Государственная премия СССР, 1941). Диагональная композиция группы отражает нарастающий кверху ритм здания-постамента (архитектор Б.М.Иофан); пространственно дифференцированные формы монумента объединяются мотивом стремительно убыстряющегося движения, в результате чего возникает особая декоративная звучность и зрительная лёгкость силуэта. Фигуры юноши и девушки, несущих серп и молот, стали не только этапным произведением социалистического реализма, но и всемирно известным символом нового общества. Среди лучших работ Мухиной последующих лет - памятник М.Горькому, проникнутый революционно-романтическим духом раннего творчества писателя (архитектор В.В.Лебедев, П.П.Штеллер, бронза, гранит, 1938-39, установлен в 1952 в г. Горьком), а также декоративная группа "Хлеб", гармонически-плавные, "певучие" ритмы которой рождают представление о физической и духовной красоте людей труда (бронза, 1939, Третьяковская галерея). В Великую Отечественную войну 1941-1945 Мухина работает преимущественно в области портрета (неизменно связывая индивидуальные особенности человеческой личности с судьбой народа, позволяя ощутить героический пафос эпохи): с суровой правдивостью передаёт облик советских воинов ("Б.А.Юсупов" и "И.Л.Хижняк", оба - гипс, 1942, и бронза, 1947, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1943), создаёт образы деятелей науки и культуры ("Хирург Н.Н.Бурденко", гипс, 1943, и бронза, 1947, Третьяковская галерея; "Академик А.Н.Крылов", дерево, 1945, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1946), а также обобщённо-символический образ советской девушки, выражающий ненависть к врагу и несокрушимую уверенность в победе над ним ("Партизанка", гипс, 1942, Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада, Душанбе; бронза, 1951, Третьяковская галерея). В послевоенный период Мухина вновь обращается к монументальной скульптуре, практически воплощая исполненный И.Д.Шадром проект памятника Горькому для Москвы (совместно с Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой, архитектор З.М.Розенфельд; бронза, гранит, 1951; Государственная премия СССР, 1952), работая над многофигурной композицией "Требуем мира!" (совместно с Н.Г.Зеленской, З.Г.Ивановой, С.В.Казаковым, А.М.Сергеевым; гипс, 1950, Русский музей, Ленинград; Государственная премия СССР, 1951) и памятником П.И. айковскому в Москве (совместно с Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой, архитектор А.А.Заварзин; бронза, гранит, с 1945; открыт в 1954). Стремясь обогатить художественный язык советского искусства, Мухина неоднократно выступала как теоретик скульптуры, часто обращалась к новым материалам, разрабатывала технику полихромной пластики. Будучи мастером широкого профиля, Мухина оформляла выставки, создавала промышленную графику, проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора (статуэтка "С.Г.Корень в роли Меркуцио", 1949, и др.), театрально-декорационные работы (эскизы костюмов к "Электре" Софокла, 1944, в Театре им. Е.Вахтангова, Москва, и др.), была одним из инициаторов движения за улучшение производства советского художественного стекла, работая в этой области в 1938-53 ("Женский торс", 1929-52). Самостоятельное художественное значение имеют рисунки Мухиной, с изысканным лаконизмом передающие особенности пластического строения натуры. Награждена 2 орденами, а также медалями. Имя Мухиной присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу (1953). Скончалась 6 октября 1953 года.



1896 г. Родился Антокольский Павел Григорьевич - русский советский поэт. Член КПСС с 1943. Родился в семье адвоката. Учился на юридическом факультете Московского университета. С 1915 работал в драматической студии Е.Б.Вахтангова. Печататься начал в 1921. Произведения Антокольского 1920-х гг. характеризуются интересом к переломным историческим событиям (Великая французская революция, 1848 год, Парижская Коммуна), романтической интонацией. В 1930-е гг. в поэзии Антокольского начинают преобладать образы советской действительности. В годы Великой Отечественной войны писал патриотические стихи и баллады. Поэма "Сын" (1943; Государственная премия СССР, 1946) посвящена сыну поэта, погибшему на фронте. Поэма отмечена напряжённым лиризмом, искренностью в передаче чувств, типичных для многих советских людей в военные годы. Поэма "В переулке за Арбатом" (1954) охватывает историю поколения, пережившего 1-ю мировую войну и ставшего строителем нового социалистического общества. В 1958 опубликован сборник стихов "Мастерская", в 1960 - сборник "Сила Вьетнама. Путевой журнал", в 1962 - сборник "Высокое напряжение", в 1964 - сборник "Четвёртое измерение". В стихах последних лет - мысль о власти времени над человеком и человека над временем. В сборнике "О Пушкине" (1969) стихи и баллады на пушкинские темы чередуются с "заметками на полях", с опытом анализа отдельных произведений ("Медный всадник"). Опубликовал сборник статей "Пути поэтов" (1965). Переводил произведения французских, болгарских, грузинских, азербайджанских поэтов. Награжден 4 орденами, а также медалями. Скончался 9 октября 1978 года.



1907 г. Родился Шаламов Варлам Тихонович - писатель. В 1923, после окончания вологодской школы 2-й ступени, приехал в Москву, работал дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве. В 1926—29 учился на факультете советского права МГУ. 19 февраля 1929 был арестован как участник работы подпольной университетской типографии и осуждён на 3 года лагерей (на Северном Урале). В 1932 вернулся в Москву, начал печататься в московских изданиях как журналист, опубликовал также несколько рассказов. В 1937 последовал новый арест Шаламова с осуждением за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» на 5 лет, которые писатель провёл на Колыме. 22 июня 1943 повторно осуждён на 10 лет за антисоветскую агитацию.
В 1951 освобождён из лагеря, жил в Калининской области, в Подмосковье, встречался с Б.Л.Пастернаком, завершил сборник стихов «Колымские тетради» (1937—56) и начал работу над первым сборником «Колымских рассказов» (всего 6 сборников; окончены в 1973; в СССР в основном опубликованы в 1988—90). В 1956 реабилитирован. С 1956 жил в Москве, активно печатался в журналах «Юность», «Знамя», «Москва», много общался с Н.Я.Мандельштам, А.И.Солженицыным; частым гостем был в доме известного специалиста по французскому языку профессора В.Н.Клюевой. И в прозе, и в стихах Шаламова (сборник «Огниво», 1961, «Шелест листьев», 1964, «Дорога и судьба», 1967, и др.), выразивших тяжкий опыт сталинских лагерей, звучит и тема Москвы (стихотворный сборник «Московские облака», 1972). Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провёл в пансионате для инвалидов и престарелых Литфонда (в Тушине).
Скончался 17 января 1982 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.



1961 г. Родилась Спенсер Дайяна Френсис (принцесса Диана) - принцесса Уэльсская, бывшая жена наследника британского престола принца Чарлза, мать принцев Уильяма и Гарри. Происходила из знатной родовитой семьи. Родители Дианы разошлись в 1975. Девочка получила образование в Швейцарии и по возвращении в Англию работала воспитательницей в привилегированном детском саду. Она обратила на себя внимание королевской семьи, и ее начавшаяся дружба с принцем Чарлзом сразу вызвала интерес прессы. Их свадьба, состоявшаяся 29 июля 1981 в соборе Св. Павла, была необычайно широко разрекламирована. Каждый шаг молодой четы находился под пристальным вниманием средств массовой информации и возникшие трудности в отношениях с принцем Чарлзом мгновенно стали достоянием общественности. Сохранить брак оказалось невозможным — развод состоялся 28 августа 1996. Диана активно занималась благотворительной деятельностью, лично посещала многих безнадежных больных в разных странах мира, вела компании в защиту животных, против бесчеловечных видов оружия. Средства массовой инормации неоднократно называли Диану «самой известной женщиной 20 столетия». Её трагическая, нелепая гибель 31 августа 1997 года в автокатастрофе вызвала невиданный отклик во многих странах, особенно в Великобритании.

Используются технологии uCoz