|
1777 г. Родился Александр I (Романов Александр Павлович) - российский император с 12 марта 1801.
Старший сын Павла I. Воспитанием Александра I руководила Екатерина II. Вступил на престол после убийства Павла I в результате дворцового
заговора. Был женат (1793) на дочери маркграфа баденского Луизе Марии Августе, принявшей имя Елизаветы Алексеевны (1779 - 1826).
Александр I отличался двуличностью, нерешительностью, подозрительностью и болезненным самолюбием; вместе с тем, обладая несомненным
умом и хорошим образованием, он был незаурядным дипломатом. |
|
1790 г. Родился Шампольон Жан Франсуа - французский учёный, основатель египтологии. Член Академии надписей (1830). После многолетней работы над прочтением надписи Розеттского камня Шампольон в сентябре 1822 изложил основные принципы дешифровки иероглифического письма древних египтян; установил последовательность развития египетского письма — иероглифическое, иератическое, демотическое. В 1828-30 возглавлял археологическую экспедицию в Египет, где было собрано и скопировано огромное количество текстов, изображений и памятников, опубликованных после смерти Шампольона в издании «Памятники Египта и Нубии». С 1831 возглавлял созданную специально для него кафедру египтологии в Коллеж де Франс; составил первые грамматику и словарь египетского языка, изданную после его смерти. Почётный член Петербургской АН (1826). Скончался 4 марта 1832 г. |
|
1799 г. Родился Брюллов Карл Павлович - русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской Академии художеств (1809-21) у А.И.Иванова и А.Е.Егорова. В 1823-35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской Академии художеств. В 1849 жил на острове Мадейра, с 1850 — вновь в Италии. Не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма, Брюллов стремился к реалистическому обновлению русской живописи, причём эти устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением. Искусство Брюллова отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической красоты человека, страстных порывов и драматических столкновений. Уже ранние картины Брюллова («Итальянский полдень», 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея) показывают попытки художника отойти от условности академического искусства, добиться естественности и чувственного обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре. На основном произведении — картине «Последний день Помпеи» (1830—33, Русский музей) — Брюллов изображает гибель города при извержении Везувия. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми. Он подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера истории конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. В картине ещё много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Брюллова к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в том числе попытка создать народную эпопею в картине «Осада Пскова», 1839—43, Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения. Блестящее композиционное и декоративное мастерство Брюллова раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтической приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок («Всадница» — портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В.А.Перовского, 1837, — в Третьяковской галерее; портрет Ю.П.Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, Русский музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н.В.Кукольника, 1836, И.А.Крылова, 1839, А.Н.Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М.Ланчи, 1851, — в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета; они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и общественную значимость его интеллектуальной жизни. Брюллов был замечательным мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию, 1835). Ряд работ Брюллова не свободен от внешней красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой. Скончался 23 июня 1852 г. |
|
1804 г. Родился Сент-Бёв Шарль Огюстен - французский критик и писатель. В книге "Исторический и критический обзор французской поэзии и театра XVI в." (1828) утверждал романтизм как литературную программу, возникшую под воздействием Великой французской революции, требуя свободы творчества, обновления поэтических форм, введения в литературу новых героев из народной среды. Сент-Бёв - автор сборников лирических стихов "Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма" (1829) и "Утешение" (1830). В 1830-е гг. Сент-Бёв опубликовал этюды о французских писателях 17-19 вв., которые впоследствии были включены в сборнике "Литературно-критические портреты" (т. 1-5, 1836-39). В 1834 опубликовал роман "Сладострастие", в 1840-59 - "Историю Пор-Рояля". С 1849 Сент-Бёв писал для парижских журналов критические статьи, которые печатались по понедельникам; они составили многотомную серию "Беседы по понедельникам" (1851-62) и её продолжение "Новые понедельники" (1863-70). Применяя методы исторической, психологической, философской критики, Сент-Бёв искал истоки литературного движения в исторической действительности, отвергал догматическую критику. Как критик разрабатывал эстетические проблемы: художник и общество, искусство и революционные движения, степень правдивости произведения, характер его народности. Живое ощущение исторической и психологической атмосферы каждой эпохи, тонкое постижение эстетических идеалов позволили Сент-Бёву по-новому оценить творчество многих французских писателей. Скончался 13 октября 1869 года. |
|
1812 г. Родился Валлон Анри-Александр - французский историк и государственный деятель.
Вступив в 1831 году в Высшую нормальную школу, он с успехом окончил в ней курс и сделался преподавателем истории в Париже,
сначала в средней школе, а потом (1838 г.) в том учебном заведении, где учился сам, и (с 1840 г.) в Сорбонне, где он сначала
заменял Гизо, а впоследствии (1850) получил самостоятельную кафедру. В 1849 году он был избран в национальное собрание, но
оставался в нем только до 1850 года. Вторично в национальное собрание он попал в 1871 году. |
|
1858 г. Родился Немирович-Данченко Владимир Иванович (на марке справа) - русский режиссер, театральный деятель, писатель, драматург. Родился в семье военного. С детства увлекся театром и участвовал в любительских спектаклях в Тифлисе. Окончив гимназию с серебряной медалью в 1876, Немирович-Данченко поступил сначала на физико-математический, а затем на юридический факультет Московского университета, но ни физиком, ни юристом не стал. С 1877 выступал как театральный критик, писатель, драматург. За пьесы "Новое дело" и "Цена жизни" ему были присуждены Грибоедовские премии. С 1891 стал преподавать на драматических курсах Московской филармонии. Познакомившись с К.С.Станиславским, предложил совместно реформировать русский театр. Так, в 1898 ими был основан Художественно-общедоступный театр, впоследствии МХАТ. Художественное и мировоззренческое новаторство, в основе которого лежали демократическая идея равенства и ценности каждого человека на Земле и стремление придать театру новое качество - стать режиссерским, сыграло огромную роль в напряженной общественно-политической и духовной жизни конца XIX - нач. XX в. После Октябрьской революции Немирович-Данченко продолжил активную работу в качестве театрального деятеля: вошел в число членов Центротеатра (высший орган, управляющий театрами), стал одним из основателей и редакторов журнала "Культура театра", в 1919 организовал Музыкальную студию, с которой в 1926 отправился гастролировать в Европу и США. Полтора года работал по контракту в Голливуде. Вернувшись в 1928 в Россию, шутил: "Творить можно только в России; продавать надо в Америке, а отдыхать в Европе". В сталинскую эпоху Немирович-Данченко не потерял возможности выезда за границу. В декабре 1937 он говорил: "Я счастлив, что дожил... до блестящего торжества сталинских пятилеток, Сталинской Социалистической Конституции". Был назначен председателем Комитета по присуждению Сталинских премий. По мере сил старался оградить театр от конъюнктурных "социальных заказов" вроде пьесы "Простое дело" о героических буднях следователей, разоблачавших вредителей, которую рекомендовал А.Я.Вышинский. Немирович-Данченко до конца жизни оставался директором и руководителем МХАТа. Дважды удостаивался Сталинской премии. Скончался 25 апреля 1943 г. |
|
1888 г. Родился Вольф Фридрих - немецкий драматург. Коммунист (с 1928). По образованию врач. Участвовал после 1918 в революционных боях немецкого пролетариата. Ранние пьесы Вольфа «Это ты» (1919) и другие написаны в духе экспрессионизма. В следующих пьесах: «Бедный Конрад» (1924, рус. пер. 1941), «Цианистый калий» (1929), «Матросы из Катарро» (1930, рус. пер. 1932) Вольф переходит на реалистические и революционные позиции. После установления в 1933 фашистского режима Вольф эмигрировал в СССР, где создал антифашистские пьесы: «Профессор Мамлок» (1934, рус. пер. 1935), «Флоридсдорф» (1935), «Троянский конь» (1937, рус. пер. 1937), «Бомарше, или Рождение “Фигаро”» (1941), роман «Двое на границе» (1938, рус. пер. 1939). Во время Великой Отечественной войны 1941—45 принимал участие в антифашистской пропаганде, обращённой к гитлеровским войскам. Награждён орденом Красной Звезды. После 1945 вернулся на родину. Был послом ГДР в Польше. В дальнейшем Вольф опубликованы пьесы «Бургомистр Анна» (1950), «Томас Мюнцер» (1953, рус. пер. 1956), роман «Летающие блюдца» (1952, рус. пер. 1953). Лауреат Национальных премий ГДР (1949, 1950). Скончался 5 октября 1953 года. |
|
1891 г. Родился Шмырёв Минай Филиппович - один из организаторов партизанского движения в Белоруссии во время Великой Отечественной войны 1941-45, Герой Советского Союза (15.08.1944). Член КПСС с 1920. Родился в крестьянской семье. В 1913 призван в армию, участник 1-й мировой воины 1914-18. С 1918 в Красной Армии, участвовал в Гражданской войне 1918-20 в боях против белогвардейских войск генералов Краснова и Юденича. В 1921-23 командир отряда по борьбе с бандитизмом на Витебщине. С 1923 заведующий волостным земельным отделом, председатель колхоза, директор льнозавода и картонной фабрики в Витебской области. В июле 1941 создал из рабочих фабрики партизанский отряд. С апреля по октябрь 1942 командовал 1-й Белорусской партизанской бригадой в Витебской области. С 1942 в Центральном штабе партизанского движения. После войны на советской работе в Витебске. Награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В Витебске открыт музей Шмырёва. Скончался 3 сентября 1964 года. |
|
1925 г. Родился Береговуа Пьер (настоящая фамилия - Береговой) - французский
политик-социалист, премьер-министр Франции в 1992—1993, при президенте республики Франсуа Миттеране. Его семья украинского
происхождения, из белой эмиграции. |
|
1933 г. Родился Акихито (на конверте и марках справа) - 125-й император (тэнно) Японии. Он
старший сын императора Хирохито (получившего посмертное имя император Сёва) и императрицы Нагако. |
|
1943 г. Родилась Сильвия (до замужества - Сильвия Рената Зоммерлат) - королева Швеции, супруга
короля Карла XVI Густава. Родилась в Гейдельберге (Германия) в семье немецкого бизнесмена Вальтера Зоммерлата и Алисы Зоммерлат
(де Толедо), бразильянки по происхождению. |