1755 г. Родился Домбровский Ян Генрик - польский генерал, создатель польских легионов. В 1770-1792 служил в саксонской, а с 1792 - в польской армиях. Активный участник Польского восстания 1794, отличился при обороне Варшавы, умело действовал против прусских войск в Великой Польше. После 3-го раздела Польши (1795) эмигрировал во Францию, стремясь достигнуть с её помощью восстановления независимости Польши. В 1797 сформировал польские легионы в Италии, командуя которыми участвовал в войнах Франции против коалиции европейских держав в Италии. В 1806 возглавил восстание в западных областях Польши, отличился при взятии Данцига (Гданьск) и при Фридланде. В 1812, командуя польской дивизией, участвовал в походе Наполеона на Россию, действовал в районе Бобруйска, прикрывал отступление наполеоновской армии при Березине. Участник кампании 1813 в Германии. В 1814 вернулся в Польшу. После создания Королевства Польского в составе России (1815) был членом Польского военного комитета, участвовал в организации польской армии. Получил чин генерала от кавалерии (1815). С 1816 в отставке. Отличался большой храбростью и организаторским талантом, пользовался популярностью в войсках. Патриотическая песнь легионов Домбровского "Jeszcze Polska nie zginela" ("Ещё Польша не погибла") позднее стала польским государственным гимном. Скончался 6 июня 1818 г.



1788 г. Родился Гмелин Леопольд - немецкий химик. В 1814-51 профессор университета в Гейдельберге. В книге "Руководство по теоретической химии" (т. 1-2, 1817-19,4 издание, т. 1-6, 1843-55) Гмелин собрал все известные в то время опытные данные по неорганической и органической химии. После смерти Гмелина часть справочника, содержащая сведения по неорганической химии, в переработанном виде неоднократно переиздавалась. Последнее (8-е) издание, начатое в 1924, является наиболее полным из всех существующих справочников по неорганической химии. Скончался 13 апреля 1853 г.



1854 г. Родился Хохлов Павел Акинфиевич - русский певец (баритон). Окончил юридический факультет Московского университета (1878). Брал уроки пения у А.Д.Александровой-Кочетовой. В 1879-1900 солист Большого театра (в 1881 и сезон 1887-88 пел в Мариинском театре). Концертировал в Москве, Петербурге и др. городах России. Яркий представитель русской вокальной школы, Хохлов обладал голосом бархатистого тембра. Превосходные сценические данные, благородство манер способствовали созданию выразительных образов. Артисту были ближе лирические партии. По совершенству художественного воплощения образа в его репертуаре выделялись Онегин ("Евгений Онегин" Чайковского) и Демон ("Демон" Рубинштейна). Среди других партий - Валентин ("Фауст" Гуно), Жермон, Ренато ("Травиата", "Бал-маскарад" Верди), Вольфрам ("Тангейзер" Вагнера), Елецкий ("Пиковая дама" Чайковского), князь Игорь ("Князь Игорь" Бородина). Талант певца высоко ценили П.И.Чайковский, многие русские музыкальные критики. Скончался 20 сентября 1919 года.



1897 г. Родился Лыткин Федор Матвеевич - активный участник борьбы за Советскую власть в Сибири. Член Коммунистической партии с 1917. Родился в семье крестьянина в Иркутской губернии. Студентом Томского университета вступил в РСДРП, работал пропагандистом. После установления Советской власти в Томске (начало декабря 1917) комиссар по делам печати Совета, член его Исполкома. На 2-м Всесибирском съезде Советов (Иркутск, февраль 1918) избран член Президиума ЦИК Советов Сибири (Центросибири) и назначен наркомом Советского управления Сибири. В мае - июне 1918 один из руководителей борьбы с контрреволюционным мятежом чехословацкого корпуса. После временного падения Советской власти в Иркутске вместе с другими членами Центросибири ушёл в тайгу. Схвачен белобандитами и погиб в районе Олёкминска (Якутия) в ноябре 1918 года.



1901 г. Спущен на воду бронепалубный крейсер 2-го ранга «Новик». В соответствии с программой «Для нужд Дальнего Востока», принятой в 1898 году, было разработано техническое задание на проектирование крейсера водоизмещением 3000 т, предназначавшегося как для разведочной службы при эскадре, так и ее защиты от нападения неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносных кораблей.
Контракт на постройку такого крейсера, получившего название “Новик”, был подписан с германской фирмой “Шихау” 5 августа 1898 года. Строился корабль отделением этой фирмы в Данциге, механизмы изготовлялись в Эльбинге. Официальная закладка корабля состоялась 29 февраля 1900 года, когда корпус был доведен постройкой до броневой палубы. 2 августа “Новик” спустили на воду, и 3 мая 1901 года крейсер под русским государственным флагом вышел на первую семичасовую заводскую пробу.
Водоизмещение нормальное 3080 (по проекту 3000), полное — 3180 т. Длина между перпендикулярами 106, наибольшая 111, по ватерлинии 110,1 м, максимальная ширина 12,2 м, осадка 5 м (на испытаниях 4,7 м). Толщина броневой палубы (по всей длине от тарана до ахтерштевня) 30 в горизонтальной части и 51 мм на скосах (броня хромоникелевая). Выступавшие над броневой палубой части главных машин прикрывали 70-мм гласисы. (По другим данным, гласисы — 25 мм). Щиты орудий — 25 мм, боевая рубка — 30 мм (крупповская цементированная броня). Энергетическая установка: три вертикальные машины тройного расширения пара общей мощностью 17800 л. с. (проектная - 17000 л.с.) и двенадцать водотрубных котлов системы Шихау. Винтов - три. Скорость хода на испытаниях 25,1 уз. Запас угля нормальный — 400 т, полный — 510 т. Дальность плавания при скорости 10 узлов - 2900 миль (проектная — 5000 миль).
Вооружение: шесть 120-мм орудий Канэ (45 калибров), шесть 47-мм Гочкиса (43 калибра) и два 37-мм орудия Гочкиса в 23 калибра на катерах, 64-мм десантное орудие Барановского (19 калибров), два 7,62 -мм трехлинейных пулемета Максима, кормовой и четыре бортовых 381-мм минных (торпедных) аппарата. Боевая рубка защищалась 30-мм броневыми плитами. Экипаж (по штату) — 12 офицеров и 316 кондукторов и нижних чинов.18 мая 1902 года, после завершения приемосдаточных испытаний, “Новик” прибыл в Россию.
14 сентября того же года крейсер под командованием капитана 2 ранга П.Ф.Гаврилова покинул Кронштадт, взяв курс на Дальний Восток. 6 декабря, когда “Новик” находился в Пирее (Греция), в командование им вступил капитан 2 ранга Н.О.Эссен.
В Порт-Артур крейсер пришел 2 апреля 1903 года. Буквально с первых минут русско-японской войны началась активная служба “Новика”. Сразу же после нападения японских миноносцев на русскую эскадру в ночь на 27 января 1904 года командир крейсера получил приказ преследовать неприятеля, но пока на “Новике” разводили пары, японские миноносцы успели уйти. В бою с японской эскадрой на следующий день “Новик” предпринял дерзкую попытку сблизиться с неприятельской эскадрой, однако попавший в крейсер 203-мм снаряд (в район ватерлинии) вынудил его повернуть назад. Только после десяти суток напряженного ремонта корабль удалось снова ввести в строй. Именно на “Новике” поднял свой флаг командующий флотом адмирал С.О.Макаров, когда пытался отбить окруженный неприятелем и гибнущий миноносец “Стерегущий”. Не раз крейсер прикрывал выходы в море миноносцев и канонерских лодок, принимал участие в обстреле занятого противником побережья.
После боя 10.08 1904 г. с 3 надводными пробоиннами, 2 убитыми и 1 раненым "Новик" прорвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в порт Корсаковск (о. Сахалин). Затоплен там экипажем после боя с японскими крейсерами "Цусима" и "Читосе" 20.08.1904 г.
Впоследствии был поднят японцами, отремонтирован (новые котлы и вооружение) и с 1908 г. служил в японском флоте под названием "Судзуя". Исключен из списков в 1913 г. и разобран на металл.



1902 г. Родился Холостяков Георгий Никитич - командующий Азовской и Дунайской военными флотилиями, вице-адмирал. Родился в городе Барановичи (Белоруссия) в семье железнодорожного машиниста. Участник в Гражданской войны 1918 - 1920 годов. В декабре 1921 года добровольцем по комсомольскому набору Г.Н.Холостяков отправился на службу в Рабоче-Крестьянский Красный флот. В 1925 году окончил Военно-морское гидрографическое училище, затем служил вахтенным начальником на линкоре "Марат", штурманом подводной лодки "Коммунар". После окончания в 1928 году подводных классов специальных курсов комсостава Военно-Морского Флота был старшим помощником командира подводных лодок "Батрак" и "L-55", командиром и комиссаром подлодки "Большевик". Окончил в 1932 году тактические курсы при Военно-морской академии, получил назначение на Тихоокеанский флот. Был командиром головной "щуки", дивизиона и 5-й бригады подводных лодок. Выступал с рапортом тихоокеанцев X съезду ВЛКСМ.
В 1938 году арестован по доносу. Отбывал каторгу на Тихом океане, в бухте Ольги. Только благодаря вмешательству М.И.Калинина дело было пересмотрено, Г.Н.Холостякову вернули воинское звание и орден Ленина. С осени 1940 года Холостяков - командир 3-й бригады подводных лодок, затем начальник отдела подводного плавания Черноморского флота.
В период Великой Отечественной войны, с июля 1941 года капитан I-го ранга Г.Н.Холостяков возглавил Новороссийскую военно-морскую базу. Участвовал в обеспечении Керченско-Феодосийской операции, готовил оборону Новороссийска с суши. В декабре 1942 года ему было присвоено звание контр-адмирала. Командовал Азовской и Дунайской флотилиями, организовал ряд десантов.
В 1950 году Холостяков окончил с золотой медалью Академию Генерального штаба, в 1950-1951 годах командовал Каспийской военной флотилией, затем 7-м флотом на Тихом океане. В 1953-1969 годах вице-адмирал Г.Н.Холостяков занимал пост заместителя начальника управления боевой подготовки Главного штаба ВМФ.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года его с опозданием на два десятилетия удостоили званием Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10686).
С 1969 года вице-адмирал Г.Н.Холостяков находился в отставке, но активно участвовал в военно-патриотической работе. Жизнь заслуженного флотоводца трагически оборвалась 22 июля 1983 года. В этот день он был зверски убит вместе с супругой при ограблении их квартиры. При этом были похищены парадный мундир вице-адмирала Холостякова Г.Н. и все его награды. Похоронен в городе Москве на Кунцевском кладбище.
Награждён 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова I степени, 2 орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды.



1907 г. Родился Супрун Степан Павлович - лётчик-истребитель; первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне. Родился в селе Речки ныне Белопольского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1930 года. В 1913 году вместе с семьёй эмигрировал в Канаду. Окончил неполную среднюю школу в Виннипеге. В 1922 году вместе с братом Фёдором вступил в Лигу молодых коммунистов. В 1924 году семья Супруна вернулась в СССР. Жил на Алтае, затем в Алма-Ате. Осенью 1925 года семья вернулась на Украину в Белополье. Степан пошёл в ученики к кустарю-каретнику. Затем работал столяром в Сумах. В 1928 году устроился на Сумской машиностроительный завод. Будучи пионервожатым, едва не утонул в реке, спасая двух пионеров.
В РККА в 1929 года. В 1930 году окончил школу младших авиационных специалистов в Смоленске, в 1931 году - военную авиационную школу пилотов. Служил в Бобруйске и Брянске, был командиром звена. С 1933 года работал в НИИ ВВС. В ноябре 1937 года избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва от Севастопольского округа. С мая 1939 года воевал в Китае. Командовал группой истребителей, которая прикрывала важные объекты от налётов японской авиации. В воздушных боях сбил 6 самолётов противника. 20 мая 1940 года за мужество и героизм, проявленные в боях майору Супруну С.П. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 461).
После возвращения из Китая в январе 1940 года вновь работал в НИИ ВВС. Испытывал новые истребители И-21, И-26 (Як-1), МиГ-1, ЛаГГ-1. Всего освоил 140 типов самолётов. В марте 1940 года был членом советской комиссии под председательством И.Ф.Тевосяна, посетившей авиастроительные фирмы Германии. Встречался с Э.Хейнкелем и В.Мессершмиттом.
С началом Великой Отечественной войны подполковник Супрун сформировал из лётчиков-испытателей 401-й истребительный авиационный полк особого назначения. Вечером 30 июня полк вылетел на фронт и вошёл в состав 23-й смешанной авиационной дивизии (Западный фронт). В первом же бою 1 июля в районе деревни Зубово Супрун сбил вражеский самолёт-разведчик. Вечером вылетел во второй раз и сбил ещё один разведчик. 2 и 3 июля лётчики полка под его командованием сбили 8 самолётов противника, нанесли штурмовой удар по переправе через Березину и по вражескому аэродрому, на котором сожгли 17 самолётов, склады с горючим и боеприпасами.
Утром 4 июля 1941 года Супрун летал на разведку. Затем дважды во главе группы сопровождал бомбардировщики. В 13.00 вылетел на МиГ-3 (бортовой №13) в паре с лейтенантом Остаповым на разведку (это был четвёртый за день боевой вылет). Остапов заметил вражеский бомбардировщик и погнался за ним, но сам был сбит. Оставшись один, Супрун в районе города Толочин Витебской области вступил в бой с 6 истребителями противника. В этом бою сбил Me-109, но и сам был сбит. Посадил горящий самолёт на поляне у опушки леса возле посёлка Крупки, но из кабины выбраться не успел. Раздался взрыв и Супрун погиб.
22 июля 1941 года он посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда», став первым в Великой Отечественной войне дважды Героем Советского Союза. Награждён также 2 орденами Ленина, китайским орденом. В 1960 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.



1917 г. Родился Шмелёв Илья Васильевич - Полковник Герой Советского Союза (1943). На время представления к званию Героя Советcкого Союза: командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка (287-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), майор.
Родился в Москве в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1940. Окончил 10 классов. Работал инструктором по авиамоделизму. Окончил аэроклуб в 1938. В Советской Армии с 1938. Окончил Борисоглебскую военно-авиационную школу в 1940.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941. Командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка (287-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) майор Шмелев к концу мая 1943 совершил 198 боевых вылетов. В 35 воздушных боях лично сбил 14 и в составе группы 10 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 августа 1943.
В 1947 окончил Высшие летно-тактические курсы командиров частей. Командовал авиационным полком. С 1957 полковник Шмелев — в запасе. Жил в Москве. Работал на ВДНХ СССР. Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Скончался 25 декабря 1979 г.



1918 г. Родился Черных Иван Сергеевич (на марке в центре) - лётчик 125-го бомбардировочного авиационного полка (Ленинградский фронт), младший лейтенант.
Родился в деревне Петуховке (Петухи), ныне Александровского сельсовета, Кировской области. Русский. В 1936 году в городе Томске окончил ФЗУ. После учебы работал слесарем на машиностроительном заводе в г. Киселевске. Учился в аэроклубе, а в январе 1939 года был направлен в Новосибирскую военно-авиационную школу. В 1940 г прибыл для прохождения службы в 125-го бомбардировочный авиационный полк.
С первых дней войны совершил более 60 вылетов. 16 декабря 1941 года экмпажу Черных И.С. (летчик Черных И.С., стрелок-бомбардир Косинов С.К., воздушный стрелок-радист Губин Н.П.) было получено задание атаковать колонну вражеской техники вблизи города Чудова. При заходе на цель самолет был подбит зенитной артиллерией. Несмотря на повреждения экипаж сбросил бомбы на цель. Когда пламя сбить не удалось экипаж принял решение идти на таран. Пилот направил пылающую машину в гущу вражеской техники.
Звание Героя Советского Союза Ивану Сергеевичу Черных присвоено посмертно 16 января 1942 года. Награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени.
На въезде в город Чудов, на месте подвига, стоит обелиск. Его именем названы улицы в Санкт-Петербурге, Советске, Томске. Киселевскому машиностроительному заводу, с которого ушел в авиацию Иван Черных, присвоено имя отважного летчика.



1921 г. Родился Лавейкин Иван Павлович - генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (1943). На время представления к званию Героя Советcкого Союза: командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт), гвардии капитан.
Родился в Смоленске в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942. Окончил среднюю школу, школу ФЗО, аэроклуб, работал фрезеровщиком.
В Советской Армии с 1939. В 1940 окончил Одесскую школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) гвардии капитан Лавейкин к июлю 1943 совершил 498 боевых вылетов, в 106 воздушных боях сбил 24 самолета противника.
Звание Героя Советского Союза присвоено 24 августа 1943. Награжден также орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3 степени, медалями.
В 1950 окончил Военно-воздушную академию, в 1957 — Военнную академию. Генштаба. Генерал-майор авиации Лавейкин был инспектором по воздушном бою главного управления боевой подготовки, старшим преподавателем, начальником кафедры Военной академии имени М.В.Фрунзе. Скончался 2 декабря 1986 г. Похоронен в Москве.



1924 г. Родился Болдуин Джеймс Артур - американский писатель. Старший ребенок в многодетной семье, детство провел в нищете, в трущобах Гарлема. В четырнадцать лет стал проповедником в церкви пятидесятников на Файрсайд, отразив этот опыт в первом, отчасти автобиографическом романе "Иди и вещай с горы" (Go Tell It on the Mountain, 1953). В 1945 выиграл первую из многочисленных стипендий и наград, позволивших ему заняться литературной работой. На Розенвальдовскую стипендию, по совету Р.Райта, уехал в Париж, где прожил девять лет. Написанные в те годы "Иди и вещай с горы" и роман "Комната Джованни" (Giovanni's Room, 1956) принесли ему известность в США.
Вернувшись на родину в 1957, активно включился в движение за гражданское равноправие – писал статьи, выступал по радио и на телевидении. Его следующий роман "Другая страна" (Another Country, 1962) воссоздает мучительные взаимоотношения группы белых и чернокожих, ведущих богемный образ жизни. Сборник эссе "В следующий раз — пожар" (The Fire Next Time, 1963) вызвал широкий отклик, в частности осуждением черного расизма. Умение глубоко проникнуть в мысли и чувства черного населения Америки еще отчетливее проявилось в пронизанной гневом и болью драме "Блюз для мистера Чарли" (Blues for Mr. Charlie, 1964). Среди других книг Болдуина — сборники эссе "Заметки сына Америки" (Notes of a Native Son, 1955), "Никто не знает моего имени" (Nobody Knows My Name, 1961) и "Цена билета" (The Price of the Ticket, 1985), книга рассказов "Предстоящая встреча" (Going to Meet the Man, 1965), романы "Если Бийл-стрит могла бы заговорить" (If Beale Street Could Talk, 1974) и "Над самой головой" (Just Above My Head, 1979), большое эссе об американском кино "У дьявола есть работа" (The Devil Finds Work, 1976), очерк-расследование насилий над детьми в Атланте "Очевидность невидимого" (The Evidence of Things Not Seen, 1985). Скончался Болдуин в Сент-Поль де Ванс 1 декабря 1987 г.



1934 г. Родился Быковский Валерий Федорович - лётчик-космонавт СССР. Родился в городе Павловский посад Московской области. Русский. В 1940-х годах жил в городах Куйбышев (ныне – Самара), Сызрань, Москва, Тегеран (Иран). С 1948 жил в Москве. В 1952 окончил Московский аэроклуб. В армии с 1952. В 1953 окончил 6-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков (город Каменка Пензенской области), в 1955 – Качинское военное авиационное училище лётчиков. До 1960 служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация).
В 1960-1982 – в отряде космонавтов. Выполнил 3 космических полёта.
14–19 июня 1963 года совершил космический полёт в качестве пилота космического корабля «Восток-5» продолжительностью 4 суток 23 часа. За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Быковскому Валерию Фёдоровичу 22 июня 1963 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
В 1968 окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Ю.А.Гагарина (инженерный факультет). Занимался подготовкой космонавтов по программам облёта и высадки на Луну, а также по международным программам «ЭПАС» и «Интеркосмос».
15–23 сентября 1976 года совершил второй космический полёт в качестве командира космического корабля "Союз-22" продолжительностью 7 суток 22 часа. За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковник Быковский Валерий Фёдорович 28 сентября 1976 года награждён орденом Ленина и второй медалью "Золотая Звезда".
26 августа–3 сентября 1978 года совершил третий космический полёт в качестве командира советско-немецкого экипажа на космическом корабле «Союз-31» и орбитальной станции «Салют-6» продолжительностью 7 суток 21 час. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз-29».
В 1969-1988 – начальник отдела в Центре подготовке космонавтов. С 1988 полковник В.Ф.Быковский – в запасе. В 1988-1990 – директор Дома советской науки и культуры в Берлине.
Лётчик-космонавт СССР (1963), кандидат технических наук (1973). Герой Социалистического Труда НРБ (1963), Герой Труда СРВ (1963), Герой ГДР (1978). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Награждён Золотой медалью имени К.Э.Циолковского Академии наук СССР, медалью де Лаво (FAI), золотой медалью «За выдающееся отличие» и почетным дипломом Королевского аэроклуба Швеции. Почётный гражданин городов Баксан, Калуга, Павловский Посад, Ржев; Джезказган, Целиноград (Казахстан); Закаталы (Азербайджан); Бургас, Варна (Болгария), Серадэ (Польша). Бронзовый бюст установлен в городе Павловский Посад.



1944 г. Состоялось первое заседание АСНОМ (Антифашистского собрания народного освобождения Македонии). Это произошло в монастыре Святого Прохора Пчиньского (см. на марке), находящемся на территории Сербии, всего буквально в нескольких метрах от македонской границы.



1949 г. Родился Фаркаш Берталан (на блоке слева) - венгерский космонавт . Первый гражданин Венгрии, совершивший полет в космос. Родился в селе Дьюлахаза на востоке Венгрии. Отец всю жизнь проработал сапожником в местном кооперативе, мать вела домашнее хозяйство. В школьные годы основным увлечением был футбол. Успехи были настолько серьезны, что тренеры предлагали ему посмотреть на футбол как на будущую профессию. Однако в старших классах у Берталана проснулась любовь к авиации. Он поступил в клуб Венгерского оборонного союза (аналог советского ДОСААФ), где летал на планере, прыгал с парашютом. В 1967 году закончил среднюю школу в городе Кишварда и поступил в авиационно-техническое училище имени Дьердя Килиана. После второго курса продолжил обучение в Советском Союзе в военном авиационном училище летчиков. Окончил училище в 1972 году. Служил в истребительной авиации ПВО Венгрии. Врожденные способности, страсть к полетам очень быстро выдвинули его в число лучших пилотов части. В 1976 году получил квалификацию военного летчика 1-го класса. В 1978 году вместе с другим венгерским летчиком Бела Мадьяри был отобран для подготовки к полету в космос на советском космическом корабле (1978 Группа "Интеркосмос" - 2).
В марте того же года приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Прошел ускоренный курс подготовки к полетам на космическом корабле типа "Союз" и орбитальной станции "Салют-6". 26 мая 1980 года вместе с советским космонавтом Валерием Николаевичем Кубасовым начал полет в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз-36" (позывной - "Орион-2"). В течение семи дней космонавты работали на борту орбитального комплекса "Салют-6" - "Союз-35" - "Союз-36" вместе с космонавтами Леонидом Ивановичем Поповым и Валерием Викторовичем Рюминым. Возвратился на Землю 3 июня 1980 года на борту космического корабля "Союз-35". Продолжительность полета составила 7 дней 20 часов 45 минут 44 секунды.
Вернувшись на родину, продолжил службу в венгерской народной армии. Вместе с тем имя первого венгерского космонавта активно использовалось коммунистическим руководством для пропаганды "достижений социализма". Фаркаш превратился в "свадебного генерала", неизменно восседая в высоких президиумах на всех без исключения национальных торжествах и празднествах. После смены политического режима в конце 1980-х годов о космонавте забыли. Из небытия космонавта вытащили социалисты, в 1994 году возвратившиеся к власти. Для начала ему присвоили воинское звание генерала, а затем направили на должность военно-воздушного атташе в посольство Венгрии в США. Однако через три месяца местная полиция лишила Фаркаша водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Космонавт был немедленно отозван в Венгрию для "официального разбирательства" и в США уже не вернулся. В 1997 году уволен из армии на пенсию. В настоящее время занялся коммерческой деятельностью, пытается организовать совместное предприятие с помощью своих коллег из США, России и Казахстана.
Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1980 года). Герой Венгерской Народной Республики (Указ Президиума ВНР от 3 июня 1980 года). Награжден советским орденом Ленина, венгерскими орденами и медалями.



1959 г. Родился Демченко Георгий Александрович - советский воин-интернационалист, командир 2-го взвода 7-й роты Кунарского батальона (войсковая часть полевая почта 93992) 66-ой отдельной мотострелковой бригады Джелалабадской дивизии в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), лейтенант.
Родился в столице Азербайджана городе Баку. Русский. В 1976 году окончил среднюю школу № 46 столицы Чечено-Ингушской АССР – города Грозный. Работал электромонтёром в строительно-монтажном управлении. В Советскую Армию призван в октябре 1977 года Октябрьским райвоенкоматом города Грозного Чечено-Ингушской АССР. В мае 1978 года Георгий Демченко направлен на учёбу в Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное дважды Краснознамённое училище имени Маршала Советского Союза А.И.Ерёменко, которое окончил в 1982 году. Служил в Краснознамённом Туркестанском военном округе.
С 1983 года командир взвода 66-ой отдельной мотострелковой бригады комсомолец лейтенант Демченко Г.А. – в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. 16 мая 1983 года, при выполнении боевого задания в ущелье Ганджал провинции Кунар, взвод, которым командовал лейтенант Георгий Демченко, был окружён. Начался неравный бой. Около 70-и боевиков были убиты взводом лейтенанта Демченко. Бандиты так и не смогли взять командира в плен, он подорвал себя и врагов последней оставшейся гранатой… Похоронен в Грозном.
Указом Президента СССР от 15 ноября 1983 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, лейтенанту Демченко Георгию Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.
На здании школы № 46 в Грозном была установлена мемориальная доска. Именем Героя названа одна из улиц микрорайона № 201 города-героя Волгограда, расположенного в поселке Тулака.



1963 г. Родился Павлюков Константин Григорьевич - лётчик-штурмовик, герой-афганец, старший лейтенант. Родился в городе Барнауле Алтайского края. Русский. После окончания школы в 1980 году поступил в Барнаульское высшее военно-авиационое училище летчиков. По окончанию училища, в 1984 г. прибыл для прохождения службы в штурмовой авиаполк в Пикарпатский военный округ. Освоил новый самолет - Су-25. В 1986 г. полк направлен для выполнения интернационального долга в Афганистан. За три месяца совершил 70 боевых вылетов. Вечером 21 января 1987 г. во время взлета, его самолет был сбит ракетой. Константин катапультировался, удачно приземлился. Но наступившие сумерки и радиопротиводействие душманов свело на нет поисковую операцию. Летчик на земле почти час вел бой с окружившей его бандой. Когда кончились боеприпасы подорвал себя и подошедших врагов гранатой. Тело было возвращено жителями кишлака, на окраине которого шел бой, подошедшим на утро десантникам.
Звание Героя Советского Союза Константину Григорьевичу Павлюкову присвоено посмертно 28 сентября 1987 года. Похоронен в Барнауле на аллее Героев. Навечно занесен в списки Барнаульского ВВВАУЛ (которое в настоящее время расформировано) Его имя носит родная школа и улица в Барнауле.

Используются технологии uCoz